В октябре исполнится 17 лет с того
самого дня, когда на строительстве
алматинского метро был вбит первый
колышек. Планировалось, что
строительство завершится в 1997 году.
Не получилось.
Алматинская подземка:
пациент скорее жив, чем мертв
- Теперь стройка оживилась. Но,
несмотря на это, какие только
разговоры не ходят вокруг
строящегося метрополитена!
Говорят о крысах-мутантах и боях
гладиаторов (об этом мы сами писали,
и, кстати, прежде так оно и было).
- А что такое алматинское метро
сегодня?
-
- Тайны подземных
лабиринтов
|
- На алматинском метрострое — все,
как на обычной шахте: раздевалки,
душевые, та же униформа и правила
безопасности.
- — Мы же горняки, — гордо поясняет
генеральный директор АО «Алматыметрокурылыс»
Мурат Укшебаев.
- Начинаем свой маршрут под землю с
осмотра территории, которую первой
огородили в начале этой большой
стройки — за пересечением улицы
Фурманова и проспекта Райымбека. В
этом году здесь началось
строительство депо. К месту
предполагаемого здания депо
прокладывается тоннель, по
которому будут подходить поезда.
- Тоннель строят открытым методом,
то есть сначала все раскапывают,
сооружают необходимую конструкцию,
а потом ее закапывают обратно. Это
дешевле и быстрее.
- Построить само депо планируется
за год-полтора. Потом его соединят
с первым перегоном, подключат,
закупят вагоны — и до запуска
метро в строй этот участок можно
будет использовать как полигон.
- По слухам и
официально
- Про алматинское метро в сознании
горожан укрепилось несколько
представлений. Вот их-то мы и
проясняли, пока бродили по
двухкилометровому тоннелю под
улицей Фурманова — от проспекта
Райымбека до улицы Богенбай батыра.
- Здесь грязно, мокро и постоянно
капает.
- Премьер-министр Казахстана
Даниал Ахметов тоже так думал. Он
посетил метро на днях и, как
поделился со строителями, ехал
туда с мыслью, что стройку веков
надо закрывать. Но так же, как и мы,
премьер удивился увиденному. На
самом деле в тоннелях сухо и
непривычно чисто. Премьер обещал
взять строительство под свой
контроль.
- В метро много крыс, а по ночам
оно становится пристанищем бомжей
и криминальных элементов.
- Мы не увидели ни одной крысы и не
нашли ни одного признака того, что
в тоннелях ночуют бомжи.
Метростроевцы работают в 2-3 смены,
поэтому в тоннелях постоянно есть
люди. Все выходы наружу, кстати, те
самые, где позже будут установлены
эскалаторы для пассажиров,
заварены решетками.
- С такими темпами метро будет
строиться еще 16 лет.
- По мнению гендиректора АО «Алматыметрокурылыс»
Мурата Укшебаева, при должном
финансировании метро вступит в
строй через 4,5 года. Кстати, уже
пройдено 9 километров путей из 16.
- Метро уже никому не нужно,
потому что его станции расположены
неудобно.
- Расположение станций
рассчитывалось очень долго.
Первоначально было решено сделать
8 станций, но позже канадские
эксперты посчитали, что одна
станция явно лишняя.
Месторасположение станций
рассчитывалось таким образом,
чтобы максимально захватить
пассажирские потоки с самых
многолюдных районов города.
- Всего в Алматы будет работать
одна ветка метрополитена: по двум
тоннелям одни поезда будут
двигаться в одном направлении,
другие — в другом.
- За 16 лет метро морально устарело.
- Именно поэтому метростроевцы
закупают новую австрийскую
технологию, а в следующем году
планируют приобрести новую
комплексную проходческую машину (до
сих пор строители работают на
советском оборудовании) и
отправить специалистов на
австрийские горные выработки для
стажировки.
- При сильном землетрясении улицы,
под которыми проходит метро,
провалятся.
- Сейсмика конструкции алматинских
тоннелей сделана по технологии
Ташкентского метро. В конструкции
использованы специальные
сейсмосвязи. В случае сильных
подземных толчков конструкция
тоннеля будет работать как пружина.
- Метростроевцы рассказывают, что
во время последних землетрясений в
Алматы они даже не ощущали толчков.
По их словам, чем глубже от
поверхности, тем меньше амплитуда.
Глубина «залегания» алматинского
метро колеблется от 12 метров (район
Райымбека-Фурманова) до 78 метров (район
Фурманова-Абая). А еще
метростроевцы гордятся опалубкой
тоннелей — они говорят, что такой
прочной опалубки нет нигде в СНГ.
- У нас нет специалистов.
- Казахстанская команда
метростроевцев — это бывшие
строители БАМа и сотрудники «Сибметро».
Многие специалисты из-за простоя
нашли другую работу. Но сейчас люди
возвращаются — их обнадеживает то,
что дело сдвигается с мертвой
точки.
- Кстати, бригады «Алматыметрокурылыс»
работают на строительстве метро в
Красноярске и Казани — здесь метро
будет запущено в будущем году, к 1000-летию
Казани.
- Можно начинать отделку станций.
- Генеральный директор «Алматыметрокурылыс»
Мурат Укшебаев считает, что
пройденные тоннели уже сейчас
можно отдать субподрядчикам,
которые параллельно могли бы
прокладывать кабель, рельсы,
выполнять отделочные работы,
вводить в строй готовые перегоны и
набирать на них опыт по
эксплуатации. Открывается поле
деятельности для работы
диспетчерской и эксплуатационной
служб, которые могут уже работать и
испытывать оборудование. Но об
этом строители говорят осторожно,
чтобы не сглазить. А подрядчиков и
компаний, которые готовы хоть
завтра начать эти работы, — море.
Они уже звонят и предлагают свои
услуги и ждут, когда же можно
приступить к работе.
- Вводиться в строй метро будет
сразу по окончании всех работ, а не
частично, как это делается в других
городах мира. Правда, потерянное
время уже дает о себе знать — кое-что
проржавело, поэтому пластины
крепления тоннеля придется менять
и усиливать с помощью новых
австрийских технологий.
Метростроевцы очень переживают,
как бы строительство метро опять
не законсервировали на несколько
лет. В этом случае точно в Алматы на
метро уже не кататься…
© Елена ГУРИНА, Турар
КЕЛЬМАГАМБЕТОВ (фото)
Опубликовано в газете «Караван»,
№39 от 23 сентября 2004 г.
|