Начало
строительства метрополитена — 7 сентября 1988
года.
Открыто
- 1 декабря 2011 года.
Время работы
-
ежедневно с 06:00 до 24:00.
Интервал в пик 9-11 минут, межпик 12-15
минут
Поезда - 7
четырехвагонных поездов ХюндайРотем.
Один
вагон вмещает 173 человека (из расчета 5 человек на
1 квадратный метр). Скорость движения поездов — 40
км в час.
Стоимость проезда - 80 тенге.
Оплата проезда осуществляется с
помощью бесконтактных смарт-карт многоразового
использования и одноразовых смарт-жетонов. Стоимость
смарт-карты без баланса составляет 100 тенге. Баланс
смарт-карт можно пополнять через кассы и
автоматизированные терминалы на станциях. Срок
действия карты — 60 дней с момента последнего
пополнения баланса. Срок действия жетона — до конца
текущих суток. Суббота объявлена «днем жетона». В
этот день пассажиры могут принести свои просроченные
жетоны и воспользоваться ими
Пассажиропоток - 28-30 тыс/чел
сутки, в плане до 210 тыс./чел
В процессе строительства
предлагалось несколько вариантов, в т.ч.
и монорельс. Первая линия метро связала пр. Райымбека/Фурманова - пр. Абая/Гагарина.
Смонтировано
22 подземных эскалатора. В 2015-2017 годах будет завершена вторая
очередь алматинского метро в сторону Калкамана.
В
данное время в метро курсируют три состава + 4
резервный для "часа пик".
В дальнейшем по мере увеличения наргрузки их количество может быть
увеличено до 6-7.
Из каких
вагонов удобнее выйти к эскалаторам
Cтанции "Алатау" и "Райымбек"
имеет два выхода. Остальные станции имеют один выход
на поверхность. Причем все станции в центре имеют
выходы в одну сторону.
Поезд Райымбек батыр - Алатау
Жибек Жолы - первый вагон
Алмалы - первый вагон
Абая - последний вагон
Байконур - первый вагон
Театр Ауэзова
- последний вагон
Алатау - передний на Гагарина, последний на Жарокова
Обратно поезд Алатау - Райымбек батыр
Театр Ауэзова
- первый, второй вагон
Байконыр - последний вагон
Абай - первый вагон
Алмалы - последний вагон
Жибек Жолы - последний вагон
Райымбек батыр - последний вагон к Райымбека, первый
к Суюнбая
Правила пользования метрополитеном (http://metroalmaty.kz/)
Правила пользования Алматинским метрополитеном
утверждены акиматом города Алма-Аты. Их общий
перечень приведён на сайте
Алматинского метрополитена. Нарушение правил
влечёт административную ответственность в
соответствии с Кодексом РК «Об административных
правонарушениях». Ниже приведена выдержка из правил:
В Алматинском метрополитене запрещается:
-
Курить
-
Распивать пиво и
напитки, изготавливаемые на его основе,
алкогольную и спиртосодержащую продукцию,
потреблять наркотические средства или
психотропные вещества, появляться в состоянии
опьянения.спиртные напитки и находиться в
состоянии опьянения.
-
Передвигаться по
территории станций и по подуличным переходам
метрополитена на мотоциклах, велосипедах,
самокатах, роликовых коньках и иных транспортных
и спортивных средствах, кроме инвалидных колясок
- Наносить
надписи и расклеивать без письменного разрешения
руководства метрополитена объявления, плакаты и
другую продукцию информационного или рекламного
содержания.
- Провозить
громоздкий багаж по длине, ширине
(двум диаметрам или осям в основании рулона) и
высоте превышает 150 см, длинномерные предметы,
длина которых свыше 220 см, огнестрельное
оружие и колющие предметы, легковоспламеняющиеся
и взрывчатые вещества,
отравляющие, ядовитые вещества и предметы, в том
числе бытовые газовые баллоны.
- Провозить велосипеды
(за исключением складных) и иные транспортные
средства, кроме детских и инвалидных колясок
-
Находиться в пачкающей, зловонной
одежде, с багажом, предметами, продуктами (в том
числе напитками и мороженым в открытой таре),
которые могут испачкать пассажиров, вагоны,
сооружения и устройства станции
- Заходить за
ограничительную линию у края платформы до
прибытия поезда.п
- При остановке
поезда следует освобождать место у дверей
вагонов для выхода пассажиров
- Прислоняться
к дверям вагона и мешать входу и выходу
пассажиров.
- Осуществлять
кино-, видеосъемки без письменного разрешения
руководства метрополитена.
- Использовать
средства звукоусиления (кроме слуховых
аппаратов) и прослушивать аудиозаписи или
аудиотрансляции без наушников.
- Проходить
и находиться на станции без обуви
-
Спускаться на пути движения
поездов и подкладывать на пути метрополитена
посторонние предметы.
-
Открывать двери вагонов во время
движения и остановок, а также препятствовать их
открытию и закрытию на остановках.
-
Проезжать в поездах, не
осуществляющих или прекративших перевозку
пассажиров.
-
Пользоваться без надобности
связью «пассажир – машинист», связью с
ситуационными центрами метрополитена и органов
внутренних дел на метрополитене (колоннами
экстренного вызова), краном выключения дверей в
вагонах, рукояткой остановки эскалатора.
-
Использовать территорию
метрополитена для занятий предпринимательской и
иной деятельностью без письменного разрешения
руководства метрополитена, а также торговать с
рук в неустановленных местах.
-
Засорять и загрязнять сооружения,
устройства пути, оборудование, эскалаторы,
подвижной состав и территорию метрополитена
-
Размещать багаж на сиденьях
вагонов и скамейках станций
-
Наносить повреждения сооружениям,
устройствам пути, оборудованию и подвижному
составу метрополитена
-
Приставать к гражданам с
предложениями купли-продажи, обмена, а также в
целях гадания, попрошайничества.
Разрешается
бесплатно провозить:
-
Детей в возрасте до 7 лет
- Лыжи и коньки
в чехлах, детские велосипеды, детские коляски,
санки, рыболовные удочки, музыкальные
инструменты и мелкий садовый инструмент
Правила пользования эскалатором:
-
При пользовании эскалатором
запрещается: наступать на ограничительную линию
на ступенях эскалатора;прислоняться к
неподвижным частям эскалатора;ставить сумки и
багаж на ступени и поручень эскалатора; сидеть
на ступенях эскалатора, бежать по эскалатору.
-
Находясь на эскалаторе,
необходимо стоять справа, лицом по направлению
движения. Проходить слева, держась за поручень.
- быть
внимательным при сходе с эскалатора: готовиться
к нему заранее и не задерживаться на выходе;
- при сходе с
эскалатора поднимать сумки-тележки и полы
длинной одежды во избежание их попадания в
движущееся полотно эскалатора;
- малолетних
детей держать на руках или за руку;
- не оставлять
детей без присмотра на эскалаторе.
10 фактов об алматинском метро
1. Алматинское метро - второе
в Центральной Азии (после Ташкентского)
и 17-н в СНГ.
2. Проект первой очереди был разработан московским
институтом «Метрогипрострой» при участии тогда еще
ленинградского института «Ленгипрометротранс».
3. На первой очереди будет ездить 7 поездов
с интервалом движения от 5 до 15
минут.
4. Средняя скорость поезда — 40 км/час.
5. Время проезда по линии первой очереди — 12 минут.
6. Один вагон вмещает на 173 человек — из расчета
5 человек на 1 квадратный метр.
7. Самая глубокая станция — «Абай», 78 метров. Ближе
всех к поверхности располагаются станции «Райымбек»
и «Алатау». Средняя глубина станций — 40 метров.
8. Диаметр тоннеля — 5 метров, а в районе станций —
8 метров.
9. Несмотря на протяженность первой линии в 8,5 км,
строителям нужно пройти 21 километр. Это
дополнительные тоннели.
10. Среднее расстояние между станциями — 1,27 км.
К примеру, наименьшее среднее расстояние между
станциями в Барселонском метро — 0,44 км.
История великой стройки: магия обещаний
Оптимистичное далекое прошлое
Планы, чаяния, надежды на то, что к 2000 году каждый житель СССР
получит долгожданную квартиру и наступит коммунизм.
Сложно было устоять перед такой магией цифр
и обещаний.
1975-й — первые обоснования строительства
метрополитена в Алма-Ате.
1977-й — обоснования проектирования монорельсовой
дороги для города в качестве альтернативы
метрополитену.
1978-й — утверждается Генплан застройки Алма-Аты,
куда включается первый проект трассы. Началу
строительства мешает одна вещь: правительство СССР
раскошелится на метро в Алма-Ате, если население
города дорастет до миллиона.
1981-й — официально зарегистрирован миллионный
житель.
1983-й — разрабатывается и перепроверяется
целесообразность трассы, предлагаются проекты
дизайна станций. В проектах применяются красивые
и долговечные материалы — мрамор, гранит.
1985-й — строятся планы внедрения монорельсовой
дороги вместе с метро к тому самому заветному 2000
году, предлагается продлить планируемую трассу
в «зону тяготения массового отдыха —’’Медео’’ —
наземным способом».
1988-й — Н. А. Назарбаев, находясь на посту
председателя Совета министров КазССР, подписывает
пакет документов по Алматинскому метрополитену
и даже не предполагает, что этот проект окажется
столь «долгосрочным». Стройка стартует на станции «Райымбек».
1989-й — утвержден новый Генплан застройки Алма-Аты,
с учетом строительства метро и сноса зданий под
строительство метро.
Смутное недавнее прошлое
Начало 90-х. Новая страна, новая экономика, новые деньги, а точнее,
их полное отсутствие не только на нужды метро,
но и на другие многочисленные строительные объекты,
оставленные в наследство от почившего СССР.
1991-й — смета строительства составляет 457
миллионов рублей, для нужд метро снесено 137 зданий,
в том числе 92 жилых дома.
1994-й — консервация всех работ, канадские компании
помогают заваливать с трудом пройденные тоннели.
1995-й — проводится комплексная экспертиза, в ходе
которой выясняется, что на строительство первой
очереди метро понадобится 101млрд. тенге. До 2000
года простой
Постмиллениумное настоящее
2001-й — о метро вспомнили и взялись за переименование станций.
2003-й — администрация Алматы начинает работать
с американской компанией ICC по прокладке
монорельсовой дороги в Алматы. 47 км монорельсовых
дорог по кольцевому маршруту должны стать подспорьем
общественному транспорту и удовлетворить
те пассажиропотоки, которые метро не сможет
охватить.
2004-й — от британской компании Severn-Lamb
предложен проект, основанный на опыте прокладывания
монорельса в Бирмингеме. Ходят слухи, что если этот
проект будет воплощен в жизнь, дорога станет самой
протяженной и комфортной на территории всего бывшего
СССР.
2005-й — на продолжение строительства метро выделено
5 млрд. тенге .
2006-й — на продолжение строительства метро выделено
18 млрд. тенге (из которых впоследствии изъято 40%
на строительство автомобильных развязок). Cобран
и введен в эксплуатацию австрийский
тоннелепроходческий комплекс «Херренкнехт».
2007-й — на продолжение строительства метро выделено
37 млрд. тенге. Президент РК Нурсултан Назарбаев
открывает движение по транспортной развязке
на проспекте Сейфуллина и посещает станции
строящегося метрополитена. Президенту обещают, что
в скором времени на перегонных тоннелях готовых
участков начнутся работы по возведению верхнего
строения пути, монтаж эскалаторов.
2008-й — на продолжение строительства метро выделено
29 млрд. тенге. К середине года запланировано
завершить все работы по строительству тоннеля.
2011-й — Метро открыто: «Алматы все-таки это сделал, и сделал
красиво!».
Строительство
Строительство метро началось в
1988 году, когда метростроители из
Москвы,
Ташкента и
Новосибирска прошли первые 40 метров. Строительство велось на
средства
союзного бюджета,
Казахская ССР оплачивала лишь косвенные затраты.
Проект первой очереди из 8-ми станций (ныне
количество уменьшено до 7-ми) был разработан московским институтом «Метрогипротранс»
при участии ленинградского института «Ленгипрометротранс».
После распада
СССР средств у
Республики Казахстан не было. Были предприняты попытки
законсервировать работы, но и это требовало крупных капиталовлажений.
К
1997 году государство имело многомесячные долги по зарплате
перед метростроителями.
С
2003 года в соответствии с государственной программой развития
Алматы метрополитен получает из государственного бюджета
Казахстана ощутимые средства на продолжение строительства.
Темпы строительства:
С
2005 финансирование стало ещё более усиленным и находится под
контролем президента Казахстана. В 2006 на метрострой выделено 18
млрд.тенге, в 2007 — 18 млрд.тенге, в 2008 году — 36 млрд.тенге.
В
2006 году в
Германии был куплен современный
тоннелепроходческий комплекс производства фирмы «Херренкнехт»
производительностью до 250—300 м тоннеля в месяц.
Строительство ведёт АО «Алматыметрокурылыс».
Численность работающих составляет 1700 человек, в том числе 1200
человек заняты на строительно-монтажных работах . |