Новое слово, теперь уже о проекте
XXI века
"Южная столица Алматы - не из
числа городов-музеев, городов-заповедников, где почти каждый
дом - памятник истории, культуры и архитектуры, на котором
лежит печать вековой истории. Никогда не числился Алматы
среди парадных и гостевых городов. И все же он имеет
архитектурное своеобразие, сложившееся более полутора веков
назад в совершенно других исторических условиях, н по своему
архитектурному облику не похож ни на европейские, ни на
среднеазиатские города".
Кише Курокава.
Причины сегодняшнего, довольно сильно
запущенного состояния
нашей казахстанской архитектуры надо искать в экономических
проблемах: исчезают башенные краны на строительных
площадках, «консервируются» объекты, строительные
организации упраздняются, а сами строители уходят в
коммерцию. Приостановилось и начатое некогда строительство
первой очереди алматинского метрополитена. А ведь как
радовались горожане, когда узнали о строительстве метро!
Генеральный план застройки Алматы
должен был сохранить исторически сложившиеся магистрали. Их
необходимо было постепенно выправить, расширить, сделать
удобными для городского транспорта, Встал вопрос: где же
следовало проложить первые трассы метро? Направление их
определялось многими условиями. Наиболее важными из них
являлись: количество населения, которое должно обслуживаться
этим видом транспорта; наличие предприятий; близость
вокзалов (авто- и железнодорожных); мест отдыха; перспектива
роста жилых микрорайонов.
Первую очередь алматинского
метрополитена решено было построить от проспекта Райымбека
по улице Фурманова на юг до проспекта Абая и дальше в
юго-западном направлении до улицы Саина. Именно это
направление считается наиболее загруженным: чтобы добраться
до автовокзала "Саяхат" или вокзала Алматы 2 из микрорайонов
"Аксай", надо потратить сегодня полтора часа. Метро сократит
это время в четыре-пять раз.
Вторая очередь линии метрополитена
должна связать центр города и парк Горького с микрорайонами
"Орбита".
Третья очередь должна связать другие
спальные районы Алматы с центром города.
Для решения новых проектных задач в ГПИ
"Алматыгипрогор" был организован отдел"Метро" (рук. М.
Жаксылыков), которому предстояло решить огромный комплекс
задач, начиная от разработки общей схемы метрополитена,
определения очередности строительства и кончая проектами
станционных сооружений, наземных вестибюлей и всех
вспомогательных, обслуживающих метрополитен объектов.
Комплекс подземных сооружений должен был решаться как единое
композиционное целое и являться неотъемлемой частью
городского ансамбля.
Основная задача, поставленная перед
проектировщиками отдела "Метро", - создание удобного и
красивого метрополитена в отличие от утилитарных решений
станций метрополитенов стран дальнего зарубежья. Но
поскольку в республике отсутствовал опыт строительства
метро, для консультации, строительства и экспертизы проектов
были приглашены лучшие специалисты и ученые Москвы,
Санкт-Петербурга, Киева и Новосибирска.
Алматинский горисполком объявил тогда
открытый конкурс на разработку архитектурных решений станций
первой очереди метро. В конкурсе, кроме "Алматыгипрогора",
приняли участие и другие крупные проектные институты Алматы.
Пять первых премий получили архитекторы "Алматыгипрогора".
Для строительства первой очереди метро
были приглашены метростроевцы Москвы, Caнкт-Петербурга,
Киева, Новосибирска и казахстанские проходчики шахтных
тоннелей. Строительство проходило в сложных экономических и
технических условиях, Для механизированной проходки путевых
тоннелей не хватало щитов, оборудования, механизмов и,
конечно, денег. Приглашенные, специалисты, в конце концов, к
сожалению, покинули стройку. Прошли годы, и наконец-то 30
октября этого года "лед тронулся", Немецкая компания Filipp
Holzman в январе-феврале 2000 года намерена возродить метро
в Алматы, Уже подписаны с Filipp Holzman протокол намерений
и договор на составление проектно-строительной документации.
Первую линию метро протяженностью 12,5
км Filipp Holzman обещает построить за 2,5-3 года. Всего же
в Алматы предполагается построить три очереди метро общей
протяженностью 48 км. Так что поживем - увидим. Или не
увидим.
Манат БЕЙСЕМБАЕВ,
гл. специалист-архитектор АО "Алматыгипрогор"
Экспресс К |