В четверг, 23 августа, в Алматинском
акимате состоялось первое заседание комиссии по
анализу хода строительства метрополитена в Алматы,
созданной после публикации статьи нашего
корреспондента Геннадия БЕНДИЦКОГО “Тайны подземки”
(см. “Время” от 16.8.2007 г.).
Возглавил комиссию заместитель акима Алматы Маулен
МУКАШЕВ, а в ее состав включен автор этих строк.Как
мы уже сообщали, комиссия должна до 17 сентября
провести анализ строительства алматинского
метрополитена с привлечением международных экспертов
(см. “Разбор полетов”, “Время” от 18.8.2007 г.).
- В статье, опубликованной в газете “Время”, есть не
совсем приятные моменты, - сказал, открывая
заседание, г-н Мукашев. - Давайте постараемся
разобраться в ситуации.
Однако доводам председателя комиссии вняли не все ее
члены. Гендиректор “Алматыметрокурылыс” Мурат
УКШЕБАЕВ заявил, что написанное в газете -
“неправда”.
Обсудив примерный план действий, члены комиссии
сошлись на том, что прежде всего необходимо
спуститься в метро, дабы ознакомиться с обстановкой
на месте. Спуск состоится сегодня, 25 августа, на
пересечении улиц Богенбай батыра и Толебаева.
А вчера в редакцию пришли представители строителей
метрополитена.
- Эту комиссию давно нужно было создать, - считает
один из метростроевцев Георгий РЯЗАНОВ (имя и
фамилия изменены по его просьбе. - Р.Б.). - Там у
нас такой беспредел творится! Начальство нас за
людей не считает. Мы для них просто быдло.
По словам Рязанова и его товарища Иманбека АСЕКЕРОВА
(также просившего не называть его настоящую фамилию
из-за риска быть уволенным. - Р.Б.), наиболее
напряженная обстановка складывается в тоннельном
отряде № 2.
- В первом отряде начальство к подчиненным более
лояльно относится, а во втором только на матах
разговаривает, - говорит Рязанов. - Но и в первом, и
во втором отрядах одинаково плохая ситуация с
деньгами. Нам уже третий год подряд не выплачивают
заработную плату с ноября по март. Как-то так
получается, что к осени у руководства заканчиваются
деньги, и нам перестают платить заработную плату до
марта, когда открывается новый финансовый год.
По словам проходчиков, не все чисто и с начислением
заработной платы.
- У нас на щите КПШ-12 метр прокладки стоит 430
тысяч тенге, в среднем отряд проходит 535 метров в
месяц, - говорит Рязанов. - Но при этом зарплата
начисляется не за пройденные метры, а за то, какой
разряд у человека. Кто-то целый месяц из рук
отбойный молоток не выпускает и получает 56 тысяч, а
другой, у кого разряд выше, может практически ничего
не делать и получить 90 тысяч тенге.
На вопрос, действительно ли в строительстве метро
используются шпалы, пропитанные креозотом (который,
по словам собеседника Геннадия Бендицкого Руслана
ИВАНИЦКОГО, не только вреден для здоровья, но и
значительно удорожает строительство), метростроевцы
недоуменно пожали плечами.
- У нас еще ничего нет, - говорит Рязанов. - Ни
шпал, ни рельсов мы не видели... Мы сейчас только
тоннели прокладываем, а за станции еще практически
не брались. Может быть, только одна станция
находится в состоянии полуготовности - та, которая
на проспекте Райымбека. Но ее еще в советские
времена строили. Самое легкое - это пробить тоннель,
гораздо сложнее построить станцию.
Метростроевцы принесли в редакцию заявление,
подписанное 118 рабочими отряда № 2. В случае
невыполнения изложенных в нем требований строители
намерены объявить забастовку.
- Мы больше не можем терпеть этот беспредел, -
говорит Рязанов. - Начинаешь возмущаться условиями
труда - тебе начальство говорит: “Не нравится -
можешь увольняться”. Хорошо, я уволюсь, а кто придет
вместо меня? У нас здесь не Караганда - проходчики
табунами по городу не ходят.
- Если в ближайшее время у нас не наведут порядок,
то, думаю, ни к 2009 году, как обещали власти
города, ни через год алматинцы метро не дождутся, -
решительно подытожил разговор Асекеров.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы
|