В Алматы необходимо построить
пятнадцать транспортных развязок
Потому что через десять лет каждый второй житель южной столицы
обзаведется личным автомобилем
В 2006 году начнется крупномасштабное благоустройство Алматы. В
первую очередь в городе будут отремонтированы автомагистрали и
возведены новые транспортные развязки. Что ожидает автолюбителей на
дорогах южной столицы Казахстана в ближайшее время, «ЛИТЕР-Неделе»
рассказал президент научно-исследовательского института транспорта и
коммуникаций РК Мурат БЕКМАГАМБЕТОВ.
«ЛИТЕР-Неделя»: В адрес алматинских магистралей очень много
нареканий – бесконечные ямы, получасовые пробки, хаотичное движение…
Каким образом автодорожная реформа разрешит ситуацию?
М.Б.: Действительно, сегодня город испытывает большую нагрузку —
ежедневно на автодороги Алматы выезжает более 300 тысяч машин.
Естественно, такое количество автотранспорта затрудняет движение в
городе, в частности, в часы пик средняя скорость движения автомобиля
по центру столицы составляет от 10 до 20 километров в час.
Согласно строительным нормам и правилам по градостроительству,
утвержденным в 2002 году, нормативом является 200-250 автомобилей на
тысячу жителей. Уже сегодня этот показатель с лихвой превышает
установленные нормы. Мы ожидаем, что в ближайшие семь-десять лет на
тысячу жителей будет приходиться до 500 единиц автотранспорта.
Исходя из этих результатов и собираемся проводить проектирование
будущей инфраструктуры города: улиц, дорог и особенно парковок,
которые необходимо в спешном порядке создавать вблизи рынков,
супермаркетов и крупных учреждений. В частности, планируется
построить несколько многоярусных паркингов на 80-90 тысяч
автомобилей.
Чтобы разгрузить Алматы, будут сооружены транспортные развязки. Но
прежде чем их строить, нужно привести в порядок всю попадающую под
развязки территорию. Предусматривается ремонт сильно изношенных
дорог, пробивка и расширение улиц и проспектов города.
«ЛИТЕР-Неделя»: На сегодняшний день развязок в городе всего
четыре. Сколько их еще нужно?
М.Б.: В ближайшие пять лет в городе должно появиться более 15
транспортных развязок – двух- и трехуровневых. Их строительство
требует колоссальных денег. Поэтому при непрерывном финансировании
планируется возводить по три развязки в год. До 2010 года все они
будут построены.
«ЛИТЕР-Неделя»: Какие изменения произойдут в работе общественного
транспорта?
М.Б.: Сегодня по городу курсируют 3,5 тысяч автобусов. Мы
намерены сократить их число до 2-2,5 тысяч, прежде всего уберем
дублирующие маршруты, необходимости в которых город не видит, и
устаревший автопарк. При этом сокращение числа городских автобусов
никак не отразится на стоимости проезда.
Вообще, как планирует руководство мегаполиса, в скором времени
скоростной пассажирский транспорт должен составить конкуренцию
индивидуальным авто. Во всех крупных городах мира приоритет отдается
именно общественному транспорту, где и как он будет следовать — над
землей или отдельно выделенной полосой движения – сейчас думаем.
Также подписан меморандум с канадской компанией «Дефа-банк», и скоро
в городе будут ездить бесшумные троллейбусы, скоростные трамваи и
автобусы.
«ЛИТЕР-Неделя»: А как обстоят дела с метро? Его будут
достраивать?
М.Б.: Вопрос метро также был оговорен в
меморандуме. Мы в свое время многое потеряли: если бы давным-давно
закончили первую линию, сейчас бы просто достраивали по тысяче
километров в год. А так судьба алматинского метрополитена будет ясна
лишь по прошествии времени.
А пока необходимо сделать транспортное соединение центра города с
окраинами, куда сегодня можно добраться только на единичных
автобусах или на личном авто. Во всех развитых странах на городские
окраины курсируют электрички. Но у нас классическую электричку можно
провести только до Капшагая, а ведь есть еще Каскелен, Талгар и
Иссык – для них в идеале нужно пускать скоростные трамваи. При этом
стоимость одноразового ежедневного абонемента сохранить единой для
всех пассажиров – как для тех, кто передвигается только внутри
городской черты, так и для тех, кто въезжает в город из областей.
Справка «ЛИТЕР-Недели»
По данным казахстанского Научно-исследовательского института
транспорта и коммуникаций, строительство семнадцати новых
транспортных развязок
обойдется казне в 75 млрд тенге.
Эксперты подчеркивают, что это ориентировочная сумма, которая не
включает выплату компенсации людям, чье жилье располагается на
территории, идущей под застройку запланированных развязок.
Первоначально нужно провести ремонт и реконструкцию дорог:
ориентировочная стоимость одного километра — примерно 200 млн тенге.
Так, ремонт 800 метров дорожного полотна самого короткого из
реконструируемых объектов — улицы Шашкина — выльется в 140 млн
тенге.
Наиболее затратной статьей расходов станет сооружение наиболее
крупных транспортных развязок. ПЕРВАЯ РАЗВЯЗКА: улицы Абая –
Жандосова – Сатпаева, улицы Жандосова – Алтынсарина – Сулейменова и
Толе-би – Тлендиева. Кроме этого, задумано реконструировать бульвар
Бухар жырау (от улицы Жарокова до Байтурсынова), улицу Сатпаева (от
Байзакова до Ауэзова), улицу Байзакова (от Тимирязева до Жандосова),
улицу Манаса (от Тимирязева до Жамбыла) и улицу Мынбаева (от
Жарокова до Манаса). ВТОРАЯ РАЗВЯЗКА: улицы Берегового, Сулейменова,
Токтабаева и Навои. ТРЕТЬЯ РАЗВЯЗКА: улицы Тлендиева (от Абая до
Райымбека), Брусиловского (от Райымбека до Сатпаева), Тургут Озала
(от Райымбека до Абая).
Протяженность каждого реконструируемого участка главных улиц города
составляет около 7 километров, стоимость каждого участка – примерно
1,5 млрд тенге. Общая протяженность реконструируемых улиц — 41
километр, что обойдется бюджету более чем в 8 млрд тенге.
Стоимость одной развязки (большинство из них будут двухуровневыми)
составит около 4,5 млрд тенге. Самыми дорогостоящими будут
трехуровневые развязки по улицам Абая – Жандосова – Сатпаева и
Фурманова – Аль-Фараби. Строительство каждой из них обойдется городу
в 6,5 млрд тенге.
Жан АЛИН, Алматы
|