Метро,понты и гужевой транспорт.
Ярослав РАЗУМОВ, журналист: Метро,понты и гужевой транспорт.
История строительства метро в Алматы - это как решение жилищной
проблемы при СССР. Тогда чуть ли не каждый очередной генсек брал на
себя обязательства ее решить… То к озвученной дате наступления
коммунизма, то к Московской Олимпиаде. Что получилось из этого -
известно. Ничего. Но традиция власти обещать народу нечто масштабное
так и осталась. И живет.
Газета “Время” уже писала о том, как строят в городе метро. Поставим
вопрос иначе - зачем городу метро?
Априори принято считать, что метро необходимо городу везде и всегда.
Типа разгружает автомобильные потоки. Но всегда ли это так? Судя по
алматинской схеме метрополитена, это вовсе не обязательно. Что решит
первая ветка подземки, идущая по старому центру города всего-то
несколько километров? Наверное, весьма мало, если не ничего. Это и
гужевой транспорт дал бы сопоставимый эффект, и всего-то надо
немного потратить на овес. Уж если и строить линию, то вдоль по
Саина и к массиву барахолок.
Проект метро в Алматы уже давно перестал иметь ясную
функциональность, став символом. Символом административной
успешности того городского головы, при котором по рельсам подземки
пробежит первый поезд. Цена достижения этого символа и чисто
финансовая, и общеэкономическая вроде бы уже и не так важна.
Но все же. Что даст городу метрополитен, кроме понтов? Понтов
понятных, хотя уже и не слишком оригинальных на втором-то столетии
существования в мире подземки (это примерно как с полетами в
космос). Хорошо, будем настроенными не просто позитивно, а
уперто-позитивистски: появится возможность немножечко разгрузить
пару центральных улиц; новые рабочие места - несколько сотен, от
силы пару тысяч. Вроде все. Ах ну да - реализация тех самых понтов.
Только представьте: названия первых станций метро, перерезание
красной ленточки, иностранные делегации, заголовки в официальной
прессе типа “Впервые в постсоветской Центральной Азии”…
Теперь - что на другой “чаше”? О безопасности метро в газете “Время”
уже было сказано много и хорошо. Посмотрим на экономику.
Даже самое “раскрученное”, большое и эффективное метро в мире -
Московское, окупает себя лишь на 75 процентов (и это очень хороший
показатель!). Все остальное, а это немалые миллионы (если не десятки
миллионов) долларов, покрывают дотации из бюджета города. То есть по
“нисходящей цепочке” - из карманов горожан. Нас с вами.
Но это еще далеко не все. Метрополитен - объект крайне энергоемкий.
Сама работа подвижного состава, эскалаторов, вентиляция, системы
освещения и пожаротушения… Все это может работать только при
стабильном энергоснабжении. Так вот - способна ли энергосистема
Алматы и региона обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии для
такого сложного и энергоемкого объекта, как метрополитен? Ведь его
еще пока нет, а в городе уже участились отключения электроэнергии. А
хотелось бы вам, сограждане, попасть в такую ситуацию, будучи
глубоко под землей в вагончике метро?
|