В южном
мегаполисе пока мало
свидетельств наступившей осени:
разве что в богатой алматинской
зелени мелькнет вдруг одинокий
золотой лист. По-летнему жаркие
дни многие горожане предпочитают
проводить в горах.
Гора Кок-Тобе — излюбленное
место для многих поколений
алматинцев. Правда, в последнее
время в связи с угрозой оползня
алматинский Монмартр был закрыт
для посещения. Однако опасения
части горожан в том, что
любоваться роскошной панорамой
города с его площадок нам больше
не придется, оказались
совершенно напрасными: Кок-Тобе
не исчезла с карты города,
напротив, теперь здесь
посетителей ждет немало приятных
сюрпризов.
Свою рабочую поездку в южный
мегаполис Президент страны
Нурсултан Назарбаев начал именно
отсюда.
Главе государства представили
генеральный план реконструкции и
благоустройства горы Кок-Тобе и
природного парка «Медеу».
Как известно, в прошлом году в
связи с оползнями городские
власти Алматы объявили в зоне
горы чрезвычайную ситуацию.
Начались работы по спасению
Кок-Тобе. Западный склон усилили
с помощью буронабивных свай на
глубину почти тридцать метров.
Сейчас специалисты занимаются
усилением восточного склона
горы, глубина трещины в котором
достигает двадцати пяти —
тридцати метров. По словам
инженеров, эта работа будет
закончена к середине октября
нынешнего года. Всего же
необходимо пробурить шестьдесят
одну скважину, тридцать пять из
которых уже готовы. Так что
капитальный ремонт горы идет
полным ходом.
Нурсултан Назарбаев подробно
расспросил о том, какие меры
предпринимаются для повышения
сейсмостойкости сооружений,
находящихся на территории
Кок-Тобе и природного парка «Медеу».
Предгорья привлекают людей,
поэтому вопросы безопасности
очень важны. Глава государства
особо отметил, что масштабные
строительные и реставрационные
работы, которые ведутся здесь,
ни в коей мере не должны нанести
ущерб уникальной природной зоне.
Президент также подчеркнул, что
заданные темпы, которыми сегодня
ведется благоустройство и
реконструкция Кок-Тобе, ни в
коем случае нельзя сбавлять.
Напротив, их необходимо
форсировать. Ведь гора — одно из
красивейших мест Алматы, города,
которым продолжают восхищаться,
который развивается и с каждым
днем становится все краше.
К настоящему времени все
существующие на Кок-Тобе объекты
капитально отремонтированы: две
— нижняя и верхняя — станции
фуникулера, две смотровые
площадки верхней станции,
подпорные стенки вдоль дороги,
бывший ресторан «Аул», на месте
которого созданы картинная
галерея и торгово-выставочный
центр «Кок-Тобе». Проведена
также реконструкция систем
водоснабжения, канализации,
электроснабжения и освещения.
Появился на Кок-Тобе и необычный
фонтан. Он выполнен в форме
круглого яблока с золотыми
листьями, что и обусловило его
название. А еще на Кок-Тобе
соорудили площадку для
художников — пленэр. Здесь же
возникла и импровизированная
картинная галерея. Так что
теперь в Алматы есть свой
Монмартр.
Глава государства пообщался с
алматинскими художниками, с
интересом изучил выставленные
работы, посетил
торгово-выставочный центр «Кок-Тобе»
и поздравил новобрачных Назиру и
Мухита Еменовых, которые по
традиции решили в день свадьбы
приехать на знаменитую гору.
Президент пожелал молодоженам
семейного счастья и
благополучия, а первая леди
страны Сара Назарбаева —
терпения и понимания по
отношению друг к другу.
Вместе с Нурсултаном Назарбаевым
на Кок-Тобе приехал аким Алматы
Имангали Тасмагамбетов.
Президент и сопровождавшие его
лица поднялись на гору и уехали
с нее на специальном,
экологически «безвредном»
транспорте, которым теперь
наряду с фуникулером будут
пользоваться алматинцы и гости
города.
То, что Кок-Тобе не потеряна, а,
напротив, стала еще лучше и
краше, жителей южного мегаполиса
не может не радовать.
....
Алматы действительно уникальный
и успешный город, но может ли он
считаться лидером в сфере
высоких технологий? И насколько
городская инфраструктура готова
соответствовать уникальности
города, претендующего на статус
финансового центра региона? Надо
сказать, что на этой встрече
прозвучала и отрадная для многих
алматинцев информация:
государство в следующем году
выделяет 18 миллиардов тенге на
строительство метро. А затем еще
около 30 миллиардов, чтобы
закончить этот долгострой.
...
Метро
приближается
Затем Глава государства в
сопровождении Имангали
Тасмагамбетова проехал на
транспортную развязку, что на
пересечении улицы Саина и
проспекта Райымбека. Это
сооружение спланировано по типу
«клеверного листа» и способно
пропускать около 120 тысяч
автомобилей в сутки.
— На строительство развязки
государство израсходовало шесть
с половиной миллиардов тенге. И
подобных ей в республике будет
еще семнадцать, — отметил
Нурсултан Назарбаев, обратившись
к участникам строительства. —
Это облегчит передвижение по
городу, да и вы без работы не
останетесь.
Президент сказал и о том, что
экологическая обстановка в
Алматы — серьезная проблема,
поэтому в бюджете следующего
года запланировано 18 миллиардов
тенге на строительство
алматинского метро.
— Надеюсь, к 2008 году в Алматы
метро будет, — заверил Глава
государства. — Хотя во всем мире
этот вид транспорта уже заменяют
легкими скоростными
электричками.
На нынешний год в Алматы
запланирован капитальный ремонт
дорог на 1 479,33 миллиона
тенге.
Президент внимательно осмотрел
транспортную развязку, длина
которой составляет 642 метра, а
ширина проезжей части — 30
метров.
Транспорт собственной сборки
Разговор на «транспортную» тему
продолжился на алматинском
заводе по выпуску троллейбусов и
автобусов ТОО «Электротранс-сервис».
Его директор Бердалы Тлешов
провел Нурсултана Абишевича по
цехам предприятия,
продемонстрировав весь цикл
сборки отечественного
троллейбуса «Казахстан». В
нынешнем году уже выпущено сто
пять отечественных троллейбусов,
а также семь автобусов опытных
образцов — туристический,
междугородный и городской. Они
прошли технические испытания и
готовы к серийному производству.
Нурсултану Назарбаеву
продемонстрировали и новые
модели. Глава государства
прошелся по салону, посидел в
автобусе и даже проехался на
нем. Президент выразил
уверенность в реальности
создания крупного производства
городского пассажирского
транспорта в Алматы.
— Вряд ли мы сможем создавать
«Мерседесы», но хорошее
машиностроение у нас уже есть, —
сказал Нурсултан Назарбаев. — В
Восточном Казахстане, например,
открыто производство недорогих
автомобилей «Шкода-Казахстан». А
электротранспорт Алматы просто
необходим. Смог, загазованность
— серьезная городская проблема.
За последний год в полтора раза
увеличилось количество машин на
улицах мегаполиса. Но наша
продукция должна быть
конкурентоспособной, и я рад
сегодня видеть казахстанские
автобусы и троллейбусы. А на
таком предприятии, где они
выпускаются, просто приятно
работать: производство
современное, чисто, удобно.
Специалисты и рабочие завода
наперебой благодарили Главу
государства за стабильность и
экономические достижения страны,
за повышение зарплат и пенсий.
Гюльнара НУРПЕИСОВА,
Марина МИХАЙЛОВА,
Алевтина ДОНСКИХ,
Наталья ТОДОРОВА