В
южной столице Казахстана состоялся пробный запуск
поезда метро. СМИ страны придали этому событию
особое значение. Ведь произошло оно спустя 22 года
после начала строительства алматинского
метрополитена.
О необходимости появления метро в Алматы заговорили
еще 31 год назад. В конце 1979 года, приехавший в
Казахстан вручать республике третий орден Ленина за
очередной собранный миллиард пудов хлеба генеральный
секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев объявил, что на
заседании Политбюро принято решение начать в Алматы
строительство метрополитена. Были тому и свои
объективные причины, в тот момент прежняя столица
Казахстана вплотную приблизилась к миллионному
рубежу по количеству проживающих в ней жителей.
Согласно проведенной Всесоюзной переписи населения
от 17 января 1979 года, в самом большом городе
Казахстана уже проживало 813 тысяч человек.
Предполагалось, что в течение предстоящих 10 лет,
когда Алматы перешагнет миллионный рубеж, она уже
получит первую ветку метрополитена.
Пока все
смотрели Олимпиаду
Однако дальнейшая история жизни Советской страны
распорядилась по-своему. Уже спустя 2 года после
окончательно принятого решения о строительстве
второго в Центральной Азии метрополитена (первый был
построен в Ташкенте), 19 декабря 1981 года
(непосредственно в день рождения Леонида Брежнева)
власти Казахской ССР объявили – в Алматы родился
миллионный житель. Столь бурный демографический
всплеск, позволивший за короткий срок добрать
необходимое до заветного миллиона количество
жителей, объясняется просто.
В середине 1980-го года, когда весь Советский Союз
пристально следил за спортивными баталиями на
Олимпиаде в Москве, Совет министров Казахстана
принял волевое решение – присоединить к Алматы целый
ряд населенных пунктов, расположенных в
непосредственной близости от столицы Казахстана.
Впрочем, данный неординарный шаг нужного результата
не дал. После смерти Брежнева при его преемниках
начало строительства метрополитена было отложено на
неопределенный срок.
Миллиард
евро на 7 станций метро
И все же метро в Алматы строить начали. В 1988 году
Нурсултан Назарбаев, будучи еще председателем Совета
министров Казахской ССР подписывает пакет
документов, после чего в столице Казахстана
разворачивается бурное строительство подземки. Но
активность метростроевцев была не долгой. Уже к
концу 1991 года вместе с развалом Советского Союза
фактически прекращается и строительство алматинского
метрополитена. То есть метро официально строят, а
неофициально все находится в замороженном состоянии.
Такая ситуация наблюдалась до 2005 года, пока
правительство уже независимого Казахстана не
выделило первый за долгие годы транш на продолжение
строительства метрополитена в Алматы в размере 5
миллиардов тенге (эквивалент почти 30 миллионам
евро). С того момента крупные вливания в алматинское
метро не прекращались и к началу 2009 года в общей
сложности достигли почти одного миллиарда евро.
Одновременно с самых высоких трибун было обещано,
что к концу 2009 года жители и гости теперь уже
финансово-экономической столицы Казахстана смогут
проехать по первой линии алматинского метрополитена,
состоящего из 7 станций.
Пробный
пуск
Но минул 2009-й, подходит к концу 2010-й год, а
строительство метро в Алматы до сих пор не
завершено. Хотя, надо признать, уже видны
более-менее четкие очертания будущей алматинской
подземки. Практически полностью закончена отделка
станций и вестибюлей, установлены эскалаторы и
турникеты, ведется благоустройство прилегающих к
входу в метро территорий. Наконец, 21 октября
руководство алматинского городского акимата
пригласило прессу на пробный запуск метрополитена,
предложив представителям СМИ проехаться в новом
вагоне метро южнокорейского производства.
Реакция журналистов была с одной стороны
восторженной, с другой – отчасти настороженной: “В
метро давно не ездил. Тем более, что в Алматы , это
просто удивительное какое-то явление, – говорит
фотокорреспондент Серик Ковланбаев, – Я думал, что
его никогда и не запустят. На самом деле вижу, едет!
Хоть и не своим ходом, тянет машина или еще что-то
там. Не знаю. Заводили долго, но все-таки завели, и
интересно вот, катится…даже вот, гудок есть!”
Вторит коллеге по цеху и журналист Анастасия
Солнцева: “На самом деле все так необычно, потому
что долго ждали этого события. Ну, посмотрим, как
все будет. Что-либо сложно сказать. Первый вагон, да
еще и в пробном режиме. Пока что для меня все это
утопия скорее”.
Метро
запустят только через год
Зато аким Алматы Ахметжан Есимов явно доволен
результатом пробного запуска метрополитена: “Столько
денег вложили, его надо было завершать!”. Другое
дело, что и в 2010 году жители южной столицы
Казахстана так и не смогут воспользоваться
метрополитеном. Согласно новым планам, завершение
строительства алматинского метро в очередной раз
перенесено. На этот раз на 2011 год. О чем не
преминул напомнить на импровизированной
пресс-конференции градоначальник Алматы, не без
удовлетворения заметивший, что из бюджета города и
страны на последнюю стадию строительства
метрополитена дополнительно выделено еще 165
миллионов евро: “Все это нам позволяет, как мы и
обещали, к 20-летию Независимости к 16 декабря 2011
года метро запустить”.
В любом случае, история строительства 7 станций
алматинского метро вполне достойна своего места в
Книге рекордов Гиннеса в разделе “самое затяжное
строительство метрополитена”.
Автор: Анатолий Вайскопф, Редактор: Вадим Шаталин |
25 Октября 2010