Ежегодные сообщения о том,
сколько еще денег надо закопать в землю, а также
гадания на тему, кто их даст и когда мы сможем
проехать в подземке, уже даже не развлекают. Однако
недавно принято окончательное и бесповоротное
решение: метро нужно строить! Потому что это будет
дешевле, чем просто бросить.
Метро — самый одиозный долгострой Алматы
И вот в очередной раз названы сроки. Планируется
сдать в эксплуатацию первую очередь первой линии
метро к концу 2008 года.
— В данный момент строительство метрополитена
завершено наполовину. Пройдено более 10 километров,
осталось пройти еще столько же, — рассказывает
генеральный директор «Алматыметрокурылыс» Мурат
Укшебаев. — В ближайшие три года нам предстоит
завершить строительство, произвести оснастку метро,
закупку оборудования и организацию инженерного
корпуса с электродепо. Сейчас каждый день метро
увеличивается на 10 метров (для сравнения: в 1996
году проходили всего 88 метров в год).
В декабре прошлого года произошла стыковка на
станции «Алмалы». А завершение проходки всех
тоннелей возможно через два года, на станции
«Байконур» в районе Абая — Масанчи. Это самая
сложная точка, потому что по проекту там
закладывается станция открытого типа, а в этом
квадрате довольно интенсивное движение.
Если же говорить в целом о маршруте, то он
изменился. Изначально по проекту их планировалось
восемь, но после экспертизы канадской инжениринговой
компании их осталось семь. Канадцы порекомендовали
исключить станцию «Площадь Республики» возле
Национальной библиотеки в целях… экономии бюджета.
Оказалось, между всеми станциями метро — в среднем
километр, а на этом участке менее 700 метров.
Под землей — безопасно
Самый болезненный для алматинцев вопрос: будет ли
метро безопасным? Не нарушит ли его строительство
сейсмостойкости близлежащих зданий? А если тряхнет?
Проект Алматинского метро был разработан московскими
специалистами в нескольких вариантах. За основу
приняли тот, где метро заложено в среднем на глубину
40 метров. Правда, из-за того, что город Алматы
расположен на косогоре, каждая из станций находится
на своей глубине.
По мнению специалистов «Алматыметрокурылыс»,
метрополитен не нуждается в дополнительных
инструментальных исследованиях, потому что еще на
стадии его разработки в течение восьми лет
проводились серьезные инженерно-изыскательские
работы.
Кроме того, были разработаны специальные
металлоконструкции, которые позволили в несколько
раз повысить несущую способность выбранного грунта.
— Все грунты под Алматы одинаковые, — говорит
Укшебаев. — Это спрессованный песок и галечник. Даже
в так называемых местах разлома состав грунта не
меняется. И наши металлоконструкции его только
укрепляют. Уверен, что жить над проходящими
тоннелями метро будет намного безопасней, чем в
других местах. Скажу больше: если произойдет
землетрясение, то безопасней всего будет спуститься
в метро. Даже если земные пласты будут двигаться
относительно друг друга и это будет превышать
диаметр нашего тоннеля — могут пойти трещины, но не
более того.
Генеральный план развития Алматы отвел под
метрополитен в общей сложности более 35 километров
территории. Сейчас разговоры ведутся только о
завершении строительства первой очереди первой линии
метро. Что будет дальше — пока не известно.
Хотя уже сейчас ясно: одна линия метро не снимет
транспортного напряжения на магистралях города. Тем
более что доступно это удовольствие будет только в
центре города. До отдаленных районов метро не
дотянется.
© Милена ЕРШОВА
Опубликовано в газете «Караван», 11 февраля 2005 г.