В ходе своей деятельности, связанной с выставками, конференциями, встречами, мне часто приходится бывать за рубежом. Осматривая достопримечательности городов, я обязательно спускаюсь в метро.
Посещал метрополитены Афин, Милана, Будапешта, Парижа и многих других городов. Так, в 2005 г., будучи в командировке в г. Дубае, я заметил, что в некогда пустынной части города, параллельно магистрали Шейх Заед роуд ведется новое строительство, сооружаются многочисленные колонны.
Расспросив о проводящихся работах, я узнал, что на этой территории будет строиться современное метро, отвечающее последним техническим достижениям. Все поезда будут управляться без присутствия машиниста, из единого центра - диспетчерской службы, все будет компьютеризировано. Конечно, в тот момент на меня это произвело большое впечатление, так как подобное я видел только во Франкфурте: составы без машиниста курсировали там лишь на одной ветке, состоящей из 2-3 станций.
Года два назад во всех СМИ писалось, что сдача Дубайского метро в эксплуатацию состоится 9 сентября 2009 г. Однако, с приближением намеченной даты все меньше верилось, что метрополитен будет закончен вовремя. Оставались незаконченными большие объемы работ, да и вскоре грянул финансовый кризис. В итоге запуск метро обошелся городской казне в 7,5 млрд. долл., что почти в два раза превысило ранее запланированный бюджет. По информации журнала «Деловые Эмираты», среди причин резкого увеличения затрат - расширение «зеленой» линии (пять новых станций и склад), строительство двух станций на «красной» линии и перестройка всех станций и пешеходных мостов.
Дубайское метро уже начало работу как
полностью автоматизированная рельсовая система. По данным
Департамента общественного транспорта Дубая, пользоваться
метро будут 1,2 млн. пассажиров в день, каждая линия сможет
осуществить перевозку до 27 000 человек в час. Всего
планируется построить 4 линии, на которых будут курсировать
99 пятивагонных составов. Вагоны в составах разделены на
классы: 1 класс (VIP) - вагоны исключительно для женщин и
детей, 2 класс - эконом, а также вагоны 3 класса.
Первым рабочим днем Дубайского метро стало 10 октября 2009
г., и я оказался в числе первых его пассажиров.
С раннего утра в этот день в метрополитене наблюдалось столпотворение, очередь из желающих прокатиться и посмотреть на станции. Хотелось бы отметить, что сервис обслуживания работников нового метро и организация всей работы были безупречны. При строительстве были учтены многие моменты: персонал метро всем посетителям объяснял, как проехать до той или иной станции, куда пройти, одним словом, проводил все разъяснительные мероприятия. Другим немаловажным фактором является наличие бесплатных парковок, на то время, пока пассажиры будут пользоваться поездами метро для передвижений по городу.
Помимо этого, первую линию Дубайского метро будут обслуживать 500 комфортабельных автобусов. Они обеспечат транспортировку пассажиров между станциями метро и прилегающими к ним районами. Автобусы будут курсировать по 42 новым маршрутам, разработанным специально для пассажиров метро.
Точное количество городов с метро никто не считал. В разных источниках указываются цифры от 114 до 200. Вашему вниманию представлена таблица сравнительного анализа по наиболее крупным и знаменитым метро мира.
Одним из старейших является Лондонский метрополитен, построенный в 1863 г. Строительство осуществляла компания «Metropolitan Railways» (в переводе с англ. - «Столичные железные дороги»). От этого названия и произошло слово «метрополитен», употребляемое сейчас во многих странах. Первые лондонские поезда работали на паровой тяге, с 1890 г. начался переход на электричество. На европейском континенте к старейшим относят метрополитены Будапешта (1896 г.), Вены (1898 г.), Парижа (1900 г.), Берлина (1902 г.) и Гамбурга (1912 г.).
Нью-Йоркское метро исчисляет свою историю с 1904 г. В Парижском метро, построенном в начале XX в. французским архитектором Гектором Гимаром, до сегодняшнего дня сохранились 86 станций, ставших визитной карточкой города. В рамках программы сотрудничества, метро Парижа подарило по одному такому архитектурному ансамблю Москве, Монреалю, Мехико, Чикаго и Лиссабону.
Отличительной особенностью метрополитена Мехико является то, что каждая станция имеет определенный логотип, ассоциирующийся с ее названием или месторасположением. Введены они были для того, чтобы помочь ориентироваться неграмотным пассажирам.
Любой крупный мегаполис в наши дни нуждается в метро. Не остался в стороне и Алматы. Переполненный наземным автотранспортом, город задыхается и крайне нуждается в разгрузке дорог. Строительство метро, начатое в конце 1980-х гг., уже давно стало долгостроем. Но «виден свет в конце туннеля». В 2010 г. будет сдана первая ветка алматинского метрополитена. Первая линия свяжет пр. Райымбека, уг. ул. Фурманова с пр. Абая, уг. ул. Жарокова, семь станций общей протяженностью 8,4 км.
На сегодняшний день уже утверждены проекты оформления трех станций - «Райымбек», «Жибек Жолы» и «Алатау». Наши казахстанские талантливые художники - Газиз Ешкенов и Айдар Жамхан при разработке проектов этих трех станций использовали мотивы богатого исторического наследия Казахстана и национальный колорит, который будет присутствовать и на всех других станциях.
Несмотря на то, что есть определенные сложности в строительстве алматинского метрополитена, аким г. Алматы Ахметжан Есимов ежедневно контролирует ход строительства и постоянно посещает объекты строящегося метрополитена только с одной целью - скорейшего запуска метро, что станет лучшим подарком всем горожанам.
Мы, алматинцы, с нетерпением ждем открытия первой ветки и желаем, чтобы наше метро было не хуже дубайского и имело свои преимущества. Тем более что у нас будут такие красивые станции.
№ | Название метро | Место- расположение | Дата открытия | Протяжен-ность,км | Бюджет, доллары США | Часы работы | Кол-во линий, станций | Отличительные признаки |
1. | London Underground | Лондон, Великобритания | 10.01.1863 | 408 км | 1,014 млрд. | с 05.00 до 01.00 | 11 линий, 268 станций | Является старейшим метро в мире и одним из самых кинематографичных, где снимались фильмы и сериалы. |
2. | Metro de Paris | Париж, Франция | 12.07.1900 | 215 км | 1,4 млрд. | c 05.20 до 01.20, в ночь на сб. и вс. до 02.20 | 16 линий, 384 станций | Открытие было приурочено к Всемирной выставке 1900 г. в Париже. Известно оформлением в стиле ар-нуво. |
3. | Berlin U-Bahn Metro | Берлин, Германия | 15.02.1902 | 144,9 км | 473,1млн. | с 04.00 до 01.30, в выходные - круглосуточно | 9 линий, 170 станций | Около 80% проходят под землей. Здесь проводят экскурсии для туристов. |
4. | New York City Subway | Нью-Йорк, США | 27.10.1904 | 370 км | 1,56млрд. | круглосуточно | 26 линий, 468 станций | Наличие поездов-экспрессов, возможность прохождения нескольких маршрутов по одной линии. |
5. | Metro de Madrid | Мадрид, Испания | 17.10.1919 | 284 км | 690 млн. | c 06.00 до 02.00 | 13 линий, 280 станций | Около 90% проходит под землей. Самое быстрорастущее в Европе, за 12 лет выросло почти в 2 раза. |
6. | Tokyo Subway | Токио, Япония | 30.12.1927 | 304,1 км | 3 млрд. | c 05.00 до 00.15 | 13 линий, 285 станций | Самое загруженное в мире, оснащено системой предупреждения землетрясений. |
7. | Московский метрополитен | Москва, Россия | 15.05.1935 | 292,2 км | 2,5 млрд. | c 05.20 до 01.00 | 12 линий, 176 станций | Одно из самых красивых в мире и большей частью подземное. |
8. | Киевский метрополитен | Киев, Украина | 06.11.1960 | 58,7 км | 642 млн. | с 06.00 до 24.00 | 3 линии, 46 станций | 1-й проект датируется 1884 годом, строительство началось после Второй мировой войны. Логотип в виде буквы «М» в отличие от московского отличается зеленым цветом. |
9. | Metro de la Ciudad de Mexico | Мехико, Мексика | 04.09.1969 | 201,38 км | 1,4 млрд. | c 05.00 до 24.00 | 11 линий, 175 станций | Большая часть находится под землей, в 1985 г. выдержало мощное землетрясение в Мехико (8.1 балла). |
10. | Beijing Subway | Пекин, Китай | 15.01.1971 | 200 км | 1,2 млрд. | c 05.00 до 24.00 | 8 линий, 123 станций | Около 70% проходит под землей. К 2015 году предполагается расширить протяженность до 561 км. |
11. | Seoul Subway | Сеул, Южная Корея | 15.08.1974 | 286,9 км | 1,6 млрд. | c 05.30 до 01.00 | 10 линий, 266 станций | Свыше 70% находится под землей, удобная система ориентирования, наличие аквариумов и телемониторов. |
12. | Metrorail | Вашингтон, США | 27.04.1976 | 171 км | 208 млн. | c 05.00 до 24.00 в будни, c 07.00 до 03.00 в выходные | 5 линий, 86 станций | Охватывает Вашингтон и его пригороды. Около 50% проходит под землей. |
13. | Ташкентское метро | Ташкент, Узбекистан | 06.11.1977 | 37,5 км 4 линия - 8 км | 200 млн. - бюджет новой, 4 линии | с 06.00 до 23.00 | 3 линии, 29 станций | Это первый метрополитен в Средней Азии, построенный в сейсмоактивном районе. |
14. | Минский метрополитен | Минск, Белоруссия | 30.06.1984 | 30,3 км | 720 млн. | с 05.00 до 01.00 | 2 линии, 25 станций | Оформлено в стиле дворцов. |
15. | Shanghai Metro | Шанхай, Китай | 10.04.1995 | 234 км | 814 млн. | c 04.55 до 21.40 в будни, c 06.00 до 23.30 в выходные | 8 линий, 161 станций | Метро обслуживает 2 компании-оператора. К началу выставки «Экспо-2010» общая протяженность превысит 400 км. |
16. | Dubai Metro | Дубай, ОАЭ | 09.09.2009 | 52,9 км | 7,8 млрд. | с сб по чт с 06.00 до 23.00, в пт с 14.00 до 00.00 | 1 линия, 29 станций Планируется 4 линии | Полностью автоматизированная рельсовая система, есть отдельные вагоны для женщин и детей. Четвертое по счету метро на Ближнем Востоке. |
17. | Алматинское метро | Алматы, Казахстан | 2010-2012 | 8,4 км | 917 млн. | _ | 1 линия, 7 станций | Самое молодое метро, будет вторым в Центральной Азии и семнадцатым в СНГ. |