Главная Станции

Схемы

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинское Метро. Статьи


 

МЕТРОвый диапазон

 

В субботу, 25 августа, члены комиссии по анализу хода строительства метрополитена в Алматы, в состав которой входит и наш корреспондент Руслан БАХТИГАРЕЕВ, спустились в шахту строящейся подземки, чтобы проверить факты, изложенные в статье Геннадия БЕНДИЦКОГО “Тайны подземки” (см. “Время” от 16.8.2007 г.).

Неужто все идет по графику?

 

Облачившись в спецодежду, члены комиссии на специальном лифте спустились в недра будущей станции “Алмалы”, что находится на пересечении улиц Кабанбай батыра и Тулебаева. В роли гида выступил технический директор АО “Алматыметрокурылыс” Исабек АКАТОВ. По его словам, строительство метрополитена идет по графику, а значит, алматинцы получат подземку в обещанный срок.

- Сегодня в метро работают свыше трех тысяч человек, - сказал он. - В феврале-марте следующего года все тоннели будут пробиты. В скором времени мы намерены приступить к отделочным и монтажным работам.
В то же время многое, о чем говорил в нашей газете эксперт Руслан ИВАНИЦКИЙ, подтвердилось. К примеру, в тоннеле между станциями “Алмалы” и “Жибек жолы” во многих местах стены дают течь.

- Мы пока что не можем определить ее источник, - говорит Акатов. - Но проблему эту решаем: снимаем части колец, которые протекают, делаем нагнетание, потом все заново цементируем. Здесь влажность повышенная - баня “Арасан” над нами.

Подтвердился и другой “диагноз” Иваницкого - несоответствие тоннеля в некоторых местах проектным габаритам. Таких мест, по словам Акатова, два: одно - в тоннеле между станциями “Жибек жолы” и “Райымбека”, второе - ближе к станции “Байконур”.

- Но и эта проблема решается, - говорит техдиректор АО “Алматыметрокурылыс”. - Мы пригласили специалистов из Новосибирска, которые подсчитали: если мы здесь поднимем уровень пола, то в габариты впишемся.
Однако пока городской акимат не определится с вагонами, ни о каком продолжении строительства метрополитена не может быть и речи. Строительство метро было начато еще в советское время и рассчитывалось под составы, которые на сегодняшний день морально устарели, хотя в России производятся до сих пор. Если руководство города все-таки остановит свой выбор на них, тогда алматинский метрополитен станет вчерашним днем еще до окончания его строительства.

- Мы дали задание нашим институтам подготовить анализ компаний, занимающихся строительством составов, и их продукции, чтобы выбрать наиболее оптимальное решение для нашего города, - говорит заместитель акима Алматы, председатель комиссии Маулен МУКАШЕВ. - У меня сложилось впечатление, что институты активно поддерживают именно вагоны российского производства. Но если мы хотим построить метро XXI века, то нужно подойти к этому вопросу очень серьезно. Зарубежные фирмы могут подготовить нам вагоны любой модификации - какой мы захотим. Срок износа подземных подвижных составов составляет 50 лет. Купим мы сейчас российские вагоны - получим головную боль на ближайшие полвека.
Времени на раздумье у отцов города немного: тендер на закупку вагонов пройдет уже в этом году. В начале сентября акимат направляет за рубеж делегацию, которая ознакомится с технологиями производства составов. Среди стран - потенциальных участниц тендера - Япония, Турция, Германия и т.д. А вот китайским соседям, очевидно, ничего не светит.

- Китай уже себя “зарекомендовал”, - говорит Акатов. - Поэтому от его услуг мы, скорее всего, откажемся.
Вообще оптимизму председателя комиссии можно только позавидовать. “Эпохальная стройка” скоро отметит свое двадцатилетие, за которое многие проблемы будущего метрополитена так и остались нерешенными, а г-н Мукашев надеется силами одной своей комиссии “разобраться со всеми вопросами” до 17 сентября. Именно к этому дню на стол акима Алматы должен лечь подробный отчет о ходе строительства метро.

- Надо сказать спасибо г-ну Иваницкому, - без тени иронии заявил вице-мэр Мукашев. - Ведь благодаря ему была создана наша комиссия, которая должна разобраться со всеми вопросами. Сейчас же я предлагаю вникнуть во все технические тонкости и нюансы строительства, а финансовые вопросы оставить напоследок.

Если не признаемся, кто ходил в газету, - всех уволят

Последние слова Маулена Мукашева явно не обрадуют рабочих-метростроевцев, приходивших к нам в редакцию в конце прошлой недели (см. “Ультиматум из-под земли”, “Время” от 25.8.2007 г.). Тогда они принесли коллективное письмо за 118 подписями с требованием погасить задолженность по зарплате, решить вопрос с оплатой больничных листов и т.д.
Между тем техдиректор “Алматыметрокурылыс” Исабек Акатов клятвенно заверил председателя комиссии, что высшее руководство метрополитена тут ни при чем.

- Первый и второй тоннельные отряды - это отдельные дочерние предприятия АО “Алматыметрокурылыс”, - пояснил он. - Мы деньги перечисляем этим организациям вовремя, и если рабочие не получают свою зарплату когда положено, то это вопросы не к нам, а к их непосредственному руководству.

А руководство тоннельного отряда № 2 в объяснениях с рабочими сослалось на акимат: мол, из бюджета деньги вовремя не поступают, поэтому и возникают у нас перед вами задолженности. Об этом метростроевцы рассказали вчера на стихийном собрании возле будущей станции “Байконур”.

- Нас уже третий день “прессуют”, - горячился Евгений КАЗИМОВ, машинист проходческого комплекса. - Хотят выяснить, кто ходил к вам в газету и жаловался. Сказали, если не признаемся - всех уволят. А мы уже больше молчать не можем. Не знаем, куда обратиться за помощью. Одна надежда - на комиссию.

Присутствовавшие наперебой рассказывали о беспределе, творящемся под землей.

- У нас на щитке висит объявление “Больничные не оплачиваются”, - рассказывает проходчик Дюйсенбек ТИМИРАЛИЕВ. - Вот мы и не болеем, нам ведь семьи кормить надо и за квартиру платить.

Положение метростроевцев усугубляется тем, что большинство из них - приезжие: своего жилья в Алматы у них нет - приходится снимать квартиру. Теперь из-за перебоев с зарплатой многие рискуют остаться без крыши над головой.
- У нас много ребят кредиты в банках брали. Я вот тоже по сорок тысяч каждый месяц должен банку выплачивать, - вздыхает Канат ШУГЖАНОВ. - А где я их возьму, если нам денег не дают? Скорее всего, мою зарплатную карточку банк заблокирует, как это уже было с другими. И на что тогда жить?

В итоге рабочие “мятежного отряда” № 2 дополнили свое коллективное письмо в редакцию еще одним - пока что устным - требованием: освободить от должности их начальника Базара САМАЛИКОВА. По мнению метростроевцев, вся ответственность за эту неразбериху с деньгами лежит на нем.

Между тем Кайрат ОНАРБАЕВ, помощник начальника участка, присутствовавший на собрании, заявил, что на стройке “все спокойно”.

- Деньги платят вовремя, больничные оплачивают, условия труда нормальные, - заявил он.
Однако отвечать на дальнейшие вопросы Онарбаев отказался, сказав, что за финансы он не отвечает, что его дело маленькое и, если у рабочих есть к нему лично претензии, он готов ответить, а за действия руководства ответственности не несет.

- Сегодня заработную плату рабочим перечислили, проблема, значит, решена, - заявил он.

Замакима Маулен Мукашев дал поручение Акатову разобраться с вопросом о заработной плате, после того как ознакомился с заявлением метро­строевцев, переданном ему нашим корреспондентом. Видимо, распоряжение председателя комиссии возымело свое действие. Правда, зарплату, по словам рабочих, обещали выдать только за июнь.

- Если нас уволят, то мы придем на собрание комиссии и сами расскажем председателю о том, что здесь происходит, - говорят метро­строевцы.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы


 

 

 

 

Автор Максим Гольбрайхт. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100CountZero   SpyLOGКаталог веб-сайтов Resurs.kz -
        начинай с нами!
 
Hosted by uCoz