|
МЕТРОвый диапазон |
В
субботу, 25 августа, члены комиссии по анализу хода
строительства метрополитена в Алматы, в состав
которой входит и наш корреспондент Руслан
БАХТИГАРЕЕВ, спустились в шахту строящейся подземки,
чтобы проверить факты, изложенные в статье Геннадия
БЕНДИЦКОГО “Тайны подземки”
(см. “Время” от 16.8.2007 г.).
Неужто все идет по графику?
Облачившись в спецодежду, члены комиссии на
специальном лифте спустились в недра будущей станции
“Алмалы”, что находится на пересечении улиц Кабанбай
батыра и Тулебаева. В роли гида выступил технический
директор АО “Алматыметрокурылыс” Исабек АКАТОВ. По
его словам, строительство метрополитена идет по
графику, а значит, алматинцы получат подземку в
обещанный срок.
- Сегодня в метро работают свыше трех тысяч человек,
- сказал он. - В феврале-марте следующего года все
тоннели будут пробиты. В скором времени мы намерены
приступить к отделочным и монтажным работам.
В то же время многое, о чем говорил в нашей газете
эксперт Руслан ИВАНИЦКИЙ, подтвердилось. К примеру,
в тоннеле между станциями “Алмалы” и “Жибек жолы” во
многих местах стены дают течь.
- Мы пока что не можем определить ее источник, -
говорит Акатов. - Но проблему эту решаем: снимаем
части колец, которые протекают, делаем нагнетание,
потом все заново цементируем. Здесь влажность
повышенная - баня “Арасан” над нами.
Подтвердился и другой “диагноз” Иваницкого -
несоответствие тоннеля в некоторых местах проектным
габаритам. Таких мест, по словам Акатова, два: одно
- в тоннеле между станциями “Жибек жолы” и “Райымбека”,
второе - ближе к станции “Байконур”.
- Но и эта проблема решается, - говорит техдиректор
АО “Алматыметрокурылыс”. - Мы пригласили
специалистов из Новосибирска, которые подсчитали:
если мы здесь поднимем уровень пола, то в габариты
впишемся.
Однако пока городской акимат не определится с
вагонами, ни о каком продолжении строительства
метрополитена не может быть и речи. Строительство
метро было начато еще в советское время и
рассчитывалось под составы, которые на сегодняшний
день морально устарели, хотя в России производятся
до сих пор. Если руководство города все-таки
остановит свой выбор на них, тогда алматинский
метрополитен станет вчерашним днем еще до окончания
его строительства.
- Мы дали задание нашим институтам подготовить
анализ компаний, занимающихся строительством
составов, и их продукции, чтобы выбрать наиболее
оптимальное решение для нашего города, - говорит
заместитель акима Алматы, председатель комиссии
Маулен МУКАШЕВ. - У меня сложилось впечатление, что
институты активно поддерживают именно вагоны
российского производства. Но если мы хотим построить
метро XXI века, то нужно подойти к этому вопросу
очень серьезно. Зарубежные фирмы могут подготовить
нам вагоны любой модификации - какой мы захотим.
Срок износа подземных подвижных составов составляет
50 лет. Купим мы сейчас российские вагоны - получим
головную боль на ближайшие полвека.
Времени на раздумье у отцов города немного: тендер
на закупку вагонов пройдет уже в этом году. В начале
сентября акимат направляет за рубеж делегацию,
которая ознакомится с технологиями производства
составов. Среди стран - потенциальных участниц
тендера - Япония, Турция, Германия и т.д. А вот
китайским соседям, очевидно, ничего не светит.
- Китай уже себя “зарекомендовал”, - говорит Акатов.
- Поэтому от его услуг мы, скорее всего, откажемся.
Вообще оптимизму председателя комиссии можно только
позавидовать. “Эпохальная стройка” скоро отметит
свое двадцатилетие, за которое многие проблемы
будущего метрополитена так и остались нерешенными, а
г-н Мукашев надеется силами одной своей комиссии
“разобраться со всеми вопросами” до 17 сентября.
Именно к этому дню на стол акима Алматы должен лечь
подробный отчет о ходе строительства метро.
- Надо сказать спасибо г-ну Иваницкому, - без тени
иронии заявил вице-мэр Мукашев. - Ведь благодаря ему
была создана наша комиссия, которая должна
разобраться со всеми вопросами. Сейчас же я
предлагаю вникнуть во все технические тонкости и
нюансы строительства, а финансовые вопросы оставить
напоследок.
Если не признаемся, кто ходил в газету, - всех
уволят
Последние слова Маулена Мукашева явно не обрадуют
рабочих-метростроевцев, приходивших к нам в редакцию
в конце прошлой недели (см. “Ультиматум из-под
земли”, “Время” от 25.8.2007 г.). Тогда они принесли
коллективное письмо за 118 подписями с требованием
погасить задолженность по зарплате, решить вопрос с
оплатой больничных листов и т.д.
Между тем техдиректор “Алматыметрокурылыс” Исабек
Акатов клятвенно заверил председателя комиссии, что
высшее руководство метрополитена тут ни при чем.
- Первый и второй тоннельные отряды - это отдельные
дочерние предприятия АО “Алматыметрокурылыс”, -
пояснил он. - Мы деньги перечисляем этим
организациям вовремя, и если рабочие не получают
свою зарплату когда положено, то это вопросы не к
нам, а к их непосредственному руководству.
А руководство тоннельного отряда № 2 в объяснениях с
рабочими сослалось на акимат: мол, из бюджета деньги
вовремя не поступают, поэтому и возникают у нас
перед вами задолженности. Об этом метростроевцы
рассказали вчера на стихийном собрании возле будущей
станции “Байконур”.
- Нас уже третий день “прессуют”, - горячился
Евгений КАЗИМОВ, машинист проходческого комплекса. -
Хотят выяснить, кто ходил к вам в газету и
жаловался. Сказали, если не признаемся - всех
уволят. А мы уже больше молчать не можем. Не знаем,
куда обратиться за помощью. Одна надежда - на
комиссию.
Присутствовавшие наперебой рассказывали о
беспределе, творящемся под землей.
- У нас на щитке висит объявление “Больничные не
оплачиваются”, - рассказывает проходчик Дюйсенбек
ТИМИРАЛИЕВ. - Вот мы и не болеем, нам ведь семьи
кормить надо и за квартиру платить.
Положение метростроевцев усугубляется тем, что
большинство из них - приезжие: своего жилья в Алматы
у них нет - приходится снимать квартиру. Теперь
из-за перебоев с зарплатой многие рискуют остаться
без крыши над головой.
- У нас много ребят кредиты в банках брали. Я вот
тоже по сорок тысяч каждый месяц должен банку
выплачивать, - вздыхает Канат ШУГЖАНОВ. - А где я их
возьму, если нам денег не дают? Скорее всего, мою
зарплатную карточку банк заблокирует, как это уже
было с другими. И на что тогда жить?
В итоге рабочие “мятежного отряда” № 2 дополнили
свое коллективное письмо в редакцию еще одним - пока
что устным - требованием: освободить от должности их
начальника Базара САМАЛИКОВА. По мнению
метростроевцев, вся ответственность за эту
неразбериху с деньгами лежит на нем.
Между тем Кайрат ОНАРБАЕВ, помощник начальника
участка, присутствовавший на собрании, заявил, что
на стройке “все спокойно”.
- Деньги платят вовремя, больничные оплачивают,
условия труда нормальные, - заявил он.
Однако отвечать на дальнейшие вопросы Онарбаев
отказался, сказав, что за финансы он не отвечает,
что его дело маленькое и, если у рабочих есть к нему
лично претензии, он готов ответить, а за действия
руководства ответственности не несет.
- Сегодня заработную плату рабочим перечислили,
проблема, значит, решена, - заявил он.
Замакима Маулен Мукашев дал поручение Акатову
разобраться с вопросом о заработной плате, после
того как ознакомился с заявлением метростроевцев,
переданном ему нашим корреспондентом. Видимо,
распоряжение председателя комиссии возымело свое
действие. Правда, зарплату, по словам рабочих,
обещали выдать только за июнь.
- Если нас уволят, то мы придем на собрание комиссии
и сами расскажем председателю о том, что здесь
происходит, - говорят метростроевцы.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА,
Алматы
|
|
|
|
|
|