Пуск первой очереди алматинского
метрополитена намечен на 2009 год. Это значит, что не
позднее чем через 15 месяцев первые пассажиры, не веря
своему счастью, войдут в сверкающие новенькие вагоны
поезда метро. А каким поездам, кстати сказать, будут
доверены жизни наших сограждан? Как выяснилось,
поставщик определен давно.
Вот вам весь расклад - предложения
основных претендентов. Один поезд метро от Казанской
компании "Вагонмаш" стоит три миллиона долларов. Один
поезд от компании "Хюндай Ротем" - десять (!) миллионов
долларов. Логично ожидать, что за более чем втрое
большую цену южнокорейцы предложат втрое лучший товар.
И что же мы имеем на самом деле?
А ничего! Совсем ничего! Этого поезда у "Хюндай" пока
нет даже на бумаге в виде проектных решений. Фактически
южнокорейцам предстоит провести полный курс
опытно-конструкторских разработок по его созданию.
Потому что требуется совершенно другая вагонная тележка
под нестандартную для Кореи колею, предусматриваются
новые размеры вагона, другая система тормозов, новый
привод нестандартной мощности и многое другое.
Создается впечатление, что "Хюндай Ротем" хочет под
маской поставки серийных вагонов провести свои
научно-технические разработки. Отсюда становится
понятным, отчего южнокорейские цены втрое выше, чем у
российского аналога.
Мы, безусловно, за технический прогресс. Непонятно
только - почему конструкторские разработки, проводимые в
Южной Корее тамошней компанией и во ее же благо, должны
оплачиваться за счет Казахстана?
Нет никаких сомнений, что жители Страны утренней
свежести - нация трудолюбивая, и рано или поздно сумеют
решить любые технические проблемы. Но они в жестоком
цейтноте. Даже если предположить, что конструкторы "Хюндай"
будут работать по 20 часов в сутки без перерыва на обед,
им все равно не успеть. Ведь только сертификационные
испытания по безопасности механической части, электрике
и автоматике вагонов длятся - без разницы, в Европе или
в СНГ - один-два года! А потом должны быть проведены
эксплуатационные испытания с пробегом вагона не менее
тысячи километров. Кстати, интересно знать, как "Хюндай"
собирается их проводить, ведь в их стране нет
соответствующей колеи?
Теперь о системе обеспечения безопасности и управления
движением. Высказывается мнение, что невозможно
поставить систему по частям от разных производителей. И
это правильно! Вот только "поездная сигнальная система",
как ее называют некоторые авторы, в комплексе систем
безопасности не является основной как по значимости, так
и по стоимости.
Южнокорейское оборудование из всего списка
рассматриваемых заняло по техническим параметрам
последнее место, а по экономическим - предпоследнее.
Плюс то, что предлагаемая "Хюндай" стационарная часть
системы сигнализации, как и вышеупомянутые вагоны, еще
нигде и никогда не эксплуатировалась. И что же -
закупить ее, а потом и дальше закупать только все
южнокорейское, чтобы не нарушать гармонии? Простите, но
тут явно хвост виляет собакой! Тем более что в
конкурсной документации изначально были заложены
российские стандарты и параметры оборудования.
Кстати, в метрополитене Сеула на вагонах "Хюндай" в
качестве бортовой и стационарной систем безопасности
была использована американская система "Альстом", а
вовсе не их отечественные разработки. И нам тоже бы
хотелось, чтобы граждане Казахстана не оказались в роли
подопытных кроликов, на которых будут опробоваться
наспех принятые конструкторские решения.
Так что отдадим должное мужеству и самоотверженности
специалистов "Хюндай", которые, стиснув зубы, собираются
в кратчайшие сроки свернуть горы, и призадумаемся: а
может, есть смысл купить поезда и электронные системы
обеспечения движения в другом месте? Например, компания
"Транс-АйТи", как интегратор подобных системных
программ, ни разу не нарушила ни одного своего
договорного обязательства ни в России, ни в Казахстане.
На дела рук ее специалистов можно посмотреть в Казани -
там находится единственный метрополитен, запущенный на
территории СНГ за прошедшее десятилетие, и более того -
единственный действительно по-современному оснащенный
метрополитен. На его открытии присутствовали президент
Казахстана и профильные казахстанские специалисты.
При реализации проектов таких сложных комплексов, как
метро, роль интегратора, берущего на себя
ответственность за весь комплекс в целом, чрезвычайно
велика. Как показывает мировая практика, только
незаинтересованный интегратор может выбрать
действительно оптимальное решение из всех представленных
на рынке, так как выбирает лучшее из возможного, в то
время как производитель будет пытаться продать то, что
умеет делать (или пытается сделать) сам.
Но что было, то было. Компании "Хюндай" успели заказать
и на сорок процентов проплатить поставку семи поездов
подземки. Однако до сих пор казахстанская сторона не
получила даже промежуточного акта выполненных работ, не
говоря уже о том, чтобы в глаза увидеть готовое изделие,
то есть сами вагоны "в железе". Во всяком случае, нашей
делегации, недавно отправленной акимом города в Южную
Корею для выяснения ситуации, представители "Хюндай" их
показать не смогли. Даже никакой технической
документации представители Казахстана так и не увидели!
Вопрос выбора комплектующих для нашего метрополитена,
конечно, интересный, и совершенно правильно подняла его
одна популярная казахстанская газета. Вот только его
адресовала почему-то совершенно не по адресу - к АО
"Алматыметрокурылыс". Но, простите, при чем тут
"Курылыс"?
Да будет известно моим пишущим собратьям, что
"Алматыметрокурылыс" - это чисто строительная
организация, не имеющая никакого отношения к закупке
поездов метрополитена и их электронной начинке. Дело
"Алматыметрокурылыс" - копать, бетонировать,
облицовывать и проводить монтажные работы. Не они будут
эксплуатировать алматинское метро в будущем, не им
выбирать оборудование.
Документы к городскому тендерному конкурсу готовила
образованная в 2006 году "Дирекция строящегося
метрополитена", выполняющая функции технического
надзора. Все вопросы, пожалуйста, к ним. А вопросов
очень много.
Откуда взялась южнокорейская фирма? Каким образом,
несмотря на бешеные цены за свою продукцию, она
умудрилась победить в тендере? Да и каким образом,
кстати сказать, проводился сам тендер? Скажем прямо -
кто за этим стоял, кому было выгодно? Чем был обоснован
этот явно несуразный выбор?
Первый критерий, который обычно предъявляется возможному
поставщику продукции - это опыт в решении
соответствующих проблем. Каким образом узкоколейный
"Хюндай" вообще, в принципе, мог оказаться на нашей
1520-миллиметровой дороге? Ведь от ширины колеи на
железной дороге "вытанцовывается" все остальное, это
базовый параметр, лежащий в основе всех расчетов!
Каким образом казахстанская сторона отслеживала ход
выполнения заказа? Неужели такие огромные деньги были
выплачены под честное слово, без всякого контроля с
нашей стороны? Был ли график разработки, изготовления и
поставки оборудования, и кто за этим следил? Почему
жестокий цейтнот, в который "неожиданно" попали
южнокорейцы, грозит и нам тоже - срывом начала
эксплуатации алматинского метрополитена? В городе,
который давно задыхается от пробок?
Тут действительно есть чем заняться и Счетному комитету
по контролю за исполнением бюджета, и Генеральной
прокуратуре РК, и техническим экспертам, и многим другим
инстанциям.