В
минувшую субботу заместитель акима
Алматы Виктор ДОЛЖЕНКОВ (на снимке) и
начальник управления пассажирского
транспорта и автомобильных дорог Владимир МЕРЕНКОВ объезжали
дозором стройки городского значения. Отправной точкой стала станция
метро “Райымбек”, что находится на пересечении улицы Фурманова и
проспекта Райымбека.
В 9 утра в сопровождении главы АО
“Алматыметрокурылыс” Мурата УКШЕБАЕВА градоначальники
спустились на главную станцию стройки века, чтобы ознакомиться с
началом работ по ее облицовке.
Скользкие гранитные плиты, уложенные на свежий раствор, зеркально
блестели. Облицовка тоннельной части, выполненная в темно-коричневых
тонах, гармонировала со скатом потолка.
Член Союза художников Казахстана,
академик живописи Газиз ЕШКЕНОВ продемонстрировал чиновникам
несколько своих работ - панно с изображением Райымбека, которыми
предполагалось украсить станцию метро. Но не услышал восторженных
отзывов. Вице-мэр Виктор Долженков раскритиковал работы художника.
- У вас все детали на панно мелкие, - заявил он. - Что будет с этим
панно через год? Вы не думали об этом?! Вы у себя дома несколько
дней окна не помойте, а потом проведите по ним пальцем. Сажа и пыль
будут оседать на этом панно, и скоро его вообще нельзя будет
разглядеть. Сходите в компанию “Казстройстекло”, у них там есть
художественный отдел. Может быть, стоит заказать там триплекс
(тройное стекло. - Р. Б.), а в него вложить специальную пленку с
изображением вашего панно? Будет очень практично: мыть удобно.
Забраковал он и другое предложение художника - оформить потолок
плитами с казахским орнаментом, выполненными из керамики, - из
соображений безопасности.
- Вы представляете, какой у них будет вес? - спросил оторопевшего
мэтра Долженков. - Это же все обвалится на людей! Тут же будет
постоянная вибрация и движение воздуха. Какой-то российский завод
делает плиты из металла с нанесением на них любого узора. Этот
металл очень легкий. Найдите этого производителя и рассмотрите этот
вариант.
- Не могу понять, чем была вызвана эта критика, - поделился с нами
после “худсовета” Ешкенов. - При проектировании этих панно я учел
все, в том числе вес. Я хотел показать наше богатство, убранство...
Разобравшись с облицовкой подземки, Долженков с Меренковым
отправились с ревизией на строящиеся развязки. Позже мы продолжили
разговор с замакима о метро. По его словам, основным критерием
оформления станций метрополитена будет не столько красота, сколько
удобство и практичность.
- Художники продемонстрировали нам также эскизы станции “Байконур”,
- говорит Долженков. - Они предлагают стилизовать ее под борт
космического корабля. Но цвет не подходит - слишком темный. Но
решение будет выносить градостроительный совет. Метро, конечно, не
картинная галерея, но и просто голые стены мы тоже не можем
оставить.
Не удержался Виктор Анатольевич и от шпильки в адрес южнокорейской
корпорации “Хёндэ Ротем”, несмотря на то, что решение о выборе
поставщика напольной сигнальной системы было вынесено в ее пользу
(см. “Заложники
системы”, “Время” от 18.10.2008 г.).
- Они проектируют новые вагоны, причем за наши с вами деньги, -
сказал он. - Поэтому вагоны получились подороже, чем другие аналоги.
Что касается сигнализации, то здесь можно спорить долго. 28 систем
сигнализации работают в одном ритме, а вот эта система - в другом.
Причем эта система нигде еще не была опробована. Они ее только
проектируют. То есть будут сложности в эксплуатации, ремонте. То,
что они обещают нам передать бесплатно технологии производства
оборудования для сигнальной системы, конечно, хорошо, но куда мы
будем потом девать это оборудование? Рынок уже давно распределен.
Кому будем продавать? Мы дали “Ротему” неделю на адаптацию. И,
скорее всего, вся система движения будет сделана в одном ритме. Все
остальные системы должны быть адаптированы к ней, чтобы алгоритм
действий был единым.
Эти слова г-на Долженкова - почти дословное цитирование статьи
“Тайна подземелья”, появившейся на прошлой неделе в казахстанской
газете “Экспресс-К”. Ее автор утверждал, что у “Хёндэ Ротем” проекта
будущих вагонов для первого казахстанского метро нет даже на бумаге;
что корейская компания проводит научно-технические разработки за
деньги Казахстана, что ни вагоны, ни напольная сигнальная система
производства “Хёндэ Ротем” “еще нигде и никогда не
эксплуатировались”. Не является ли столь странное совпадение
высказываний газеты и вице-мэра подтверждением слухов о том, что
среди руководства города есть те, кто активно лоббирует интересы
российских поставщиков вагонов и систем для функционирования метро -
в пику южнокорейским?
- Виктор Анатольевич, это акимат
заказал статью в “Экспресс-К”?
- Акимат не заказывал эту публикацию,- ответил г-н Долженков. -
Когда принимается какое-то решение, его должны принимать эксперты.
Вы не эксперт, и я не эксперт. Есть два мнения, пусть они
выскажутся.
- Факты, изложенные в этой публикации, не соответствуют
действительности, - прокомментировал статью глава представительства
корпорации “Хёндэ” в Казахстане Ли Дже ХВАН. - Автор нанес ущерб
деловой репутации нашей компании. Поэтому мы потребовали от
редактора данного издания опубликовать опровержение. В случае их
отказа мы оставляем за собой право созвать пресс-конференцию, на
которой покажем несоответствие этой статьи действительности.
P.S. Вчера, когда
номер был готов к печати, представители корпорации “Хёндэ” сообщили,
что редакторат газеты “Экспресс-К” отказался давать опровержение, но
пообещал предоставить площадь для публикации статьи, отражающей
точку зрения “Хёндэ”. Генеральный директор и главный редактор газеты
“Экспресс-К” Адыльхан НусуПов подтвердил эту информацию.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
21 октября 2008
Руслан БАХТИГАРЕЕВ |