В пятницу, 10
октября, из Сеула вернулась рабочая группа, созданная по
распоряжению акима Алматы Ахметжана
ЕСИМОВА (см. “Систему
менять надо! ”, “Время” от 7.9.2008 г.). В Южной Корее нашим
чиновникам показали вагоны для алматинского метрополитена,
ознакомили с сигнальной системой производства корпорации “Хёндэ
Ротем”.
Приземлившись в сеульском аэропорту Инчон, члены рабочей группы, в
состав которой вошли четыре представителя дирекции строящегося
метрополитена (ДСМ) Алматы и
начальник городского управления пассажирского транспорта Владимир
МЕРЕНКОВ, тут же отправились на другой конец полуострова - в
крупный портовый город Пусан, где расположен завод корпорации
“Хёндэ Ротем”.
-
Он мне очень понравился, - поделился Меренков своими впечатлениями
после осмотра предприятия. - Везде чистота, все делается аккуратно,
работы производятся на современном, высокоточном оборудовании. Увы,
из-за нехватки времени мы не смогли осмотреть все. Да и к тому же мы
так и не увидели тележки, которые будут устанавливаться на наши
вагоны. Оказалось, что “Хёндэ” еще не приступил к их производству.
Как нам рассказал вице-президент
корпорации Джи Ван ПАРК, проектные работы выполнены на 40
процентов, а готовность отдельных комплектующих - 80 процентов.
Узнав, что практически весь выплаченный казахстанской стороной аванс
ушел на проектирование, г-н Меренков возмутился: “Мы вам деньги дали
не на проектирование, а на производство!”
На что получил ответ: мол, еще ни один иностранный производитель не
поставлял вагоны в СНГ. Если бы власти Алматы решили закупить
вагоны, к примеру, в Санкт-Петербурге, то получили бы их в течение
года: рельсовая колея и у нас, и в России одинаковая. Но выбор был
сделан в пользу современных, комфортабельных и надежных корейских
вагонов. Теперь “Хёндэ” нужно время, чтобы перепроектировать свои
серийные вагоны под наши нормативы.
После
экскурсии по заводу корейские партнеры провели презентацию своей
сигнальной системы, которая установлена в метрополитенах Пусана,
Сеула, Кванчжу, а также в международном столичном аэропорту Инчон.
- В Южной Корее нет ни одного метро, где бы использовалась
сигнальная система “Дженерал Электрик”, - отметил во время
презентации г-н Парк. Напомним, российская компания “Транс-ИТ”,
которую глава АО
“Алматыметрокурылыс” Мурат УКШЕБАЕВ единолично утвердил в
качестве поставщика различных систем для алматинского метро (см. “Тоннель
в конце света”, “Вагончик
тронется. И что останется? ”, “Время” от 4 и 20.9.2008 г.),
решила поставлять сигнальную систему производства американского
концерна.
- Совмещение бортовой системы вагонов производства “Хёндэ Ротем” и
сигнальной системы другого производителя, на наш взгляд,
неприемлемо. Тем не менее если заказчик настаивает на своем выборе,
то мы сделаем все, чтобы алматинское метро было безопасным, -
пообещал Джи Ван Парк. -
Однако в этом случае сроки отодвинутся примерно на 6 месяцев: нам
понадобится время на интеграцию нашего и американского оборудования.
Гости поинтересовались у хозяев, где будет проходить обкатка новых
вагонов, на что получили неожиданный ответ: в Алматы. Чуть позже
выяснилось: стороны неправильно поняли друг друга из-за трудностей
перевода.
- Естественно, обкатка будет проходить у нас на заводе, - успокоил
г-н Парк. Кстати, корпорация “Хёндэ Ротем” в знак того, что уверена
в качестве и надежности своей сигнальной системы, предложила
интересный вариант гарантии для алматинского метрополитена.
- Первая ветка алматинского метро довольно короткая, - сказал он. -
Поэтому сигнальная система имеет здесь очень важное значение. Ведь
если сигналы бортового оборудования и напольной сигнальной системы
не будут совпадать – это чревато большими проблемами. Если вы все же
решите приобрести сигнальную систему нашего производства, то мы
внесем 50 процентов от суммы договора на банковский счет. Если
произойдет какая-то поломка или же вас что-то в этой системе не
устроит, вы сможете забрать эти деньги. Более того, если вы закупите
у нас сигнальную систему, то мы готовы безвозмездно предоставить
Казахстану технологию производства оборудования для сигнальных
систем, что сделает вашу экономику еще более конкурентоспособной, -
пообещал г-н Парк.
- Таких гарантий алматинским властям
не давал еще никто из зарубежных партнеров. Что вы на это ответите?
- спросил я Владимира Меренкова.
- “Транс-ИТ” тоже дает гарантию, - возразил он.
- Но ведь не денежную?
- Да. Но гарантия обязательна для любого оборудования - вплоть до
бытовых электроприборов. А “Дженерал Электрик” на две головы выше “Хёндэ”.
К примеру, у корейцев нет международных сертификатов на свою
продукцию. Когда корейские партнеры презентовали свои предложения, у
них цена была завышена в 1,75 раза. Мы это тоже не можем
игнорировать.
В свою очередь, Джи Ван Парк заметил, что “Хёндэ Ротем” приступил к
разработке и производству сигнальных систем намного раньше “Дженерал
Электрик”, а цена, по которой они готовы поставить сигнальную
систему алматинскому метро, значительно ниже - благодаря отсутствию
посредника (“Транс-ИТ”).
Что же касается сертификатов качества, то руководство “Хёндэ Ротем”
готово предоставить алматинской делегации сертификаты на уже
функционирующие по всему миру вагоны.
- Сертификаты будут даваться по факту приемки комплектующих деталей
вагона, - пояснил г-н Парк. - Что же касается сигнальной системы, то
мы обеспечим ее международной гарантией надежности SIL4. Это самый
высокий уровень надежности.
Однако исполняющий обязанности
директора ДСМ Каныбек НУРМУХАНБЕТОВ был категоричен: мы будем
закупать американскую сигнальную систему, а дело корейцев -
“подогнать” ее под свои вагоны.
По словам начальника отдела
эксплуатации ДСМ Эрика МУСАБЕКОВА, “есть три варианта: и
бортовая, и сигнальная системы будут поставлены “Хёндэ”; они будут
поставлены “Транс-ИТ”; либо бортовая система будет от “Хёндэ”, а
сигнальная - от “Транс-ИТ”, то есть - от “Дженерал Электрик”.
Впрочем, чиновник согласился с тем, что “наиболее оптимальным
решением будет поставка обеих систем от одного производителя”.
В последний день пребывания рабочей группы в Сеуле, во время
обсуждения итогового протокола визита, выяснилось: алматинская
делегация не может оценить технические параметры корейской
сигнальной системы, так как не знает ее технических характеристик.
Хотя, по словам корейцев, всю необходимую документацию они выслали в
Алматы еще в августе этого года. Оказалось, что тогда начальство
дирекции строящегося метрополитена и его
подчиненные, которые отвечали за изучение проблемы, были в отпуске,
а присланная документация… утеряна. При этой новости у
представителей корейской стороны вытянулись лица: невооруженным
глазом видно было, что они впервые столкнулись с таким
“своеобразным” ведением бизнеса.
Дальнейшее и вовсе походило на скверный анекдот. Владимир Меренков
отказался подписывать протокол, в котором указывалось: в случае
выбора иного поставщика сигнальной системы срок сдачи проекта будет
перенесен на полгода.
- Если я подпишу, то это будет означать, что я со всем изложенным
здесь согласен, - пояснил он удивленным корейцам. - Я на это пойти
не могу. Вы завтра сроки затянете и скажете: вот подпись Меренкова -
он в курсе. Так не пойдет! Мы в Алматы составим свой вариант
протокола и вышлем его вам.
Попытки представителей “Хёндэ Ротем” объяснить, что протокол нужен
им только для отчета перед своим руководством, успеха не возымели.
До вылета самолета в Алматы оставалось меньше часа, когда рабочая
группа покидала гостиницу. Обе стороны остались неудовлетворенными,
а протокол так и не был подписан. Единственное, о чем удалось
условиться: в ноябре в южную столицу Казахстана приедет делегация
корейских специалистов.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы - Сеул - Пусан - Алматы
фото автора,
ruslan@time.kz
14 октября 2008 |