В решении проблемы транспортной
перегрузки в Алматы городские власти
возлагают большие надежды прежде всего на
метро. Заявленный ими в прошлом году
альтернативный проект «Система скоростных
пассажирских перевозок» пока не нашел
продолжения из-за финансовых проблем.
Вообще-то, этим летом планировалось
проделать всю бумажную работу, связанную с
этим проектом, обсудить все технические и
юридические вопросы, а также провести
анкетирование алматинцев. И, более того, на
самом перегруженном проспекте Алматы – Абая
– создать специальную полосу, по которой
ходил бы только общественный транспорт:
автобусы, троллейбусы, трамваи. Полосу
планировали отделить с помощью бордюрного
камня, столбиков или простой линии на
асфальте. Следующими улицами после Абая, где
планировалось запустить систему скоростных
пассажироперевозок, были бы: Толе би,
Райымбека, Тимирязева, Жандосова и
перекресток Райымбека – Сейфуллина. Однако,
по неофициальной информации, проект заглох,
потому что исчез инвестор.
В акимате надеялись, что инвестиции в
проект, а это почти 800 миллионов долларов
США, будет вкладывать в основном Depfa Bank
(Великобритания), собирались также привлечь
средства из Республиканского и городского
бюджетов. А сегодня меморандум о
взаимопонимании, подписанный в прошлом году
между акиматом, британским банком и
компанией KazCap Ramnos Investments,
кажется, забыт. Неужели проект, о котором в
прошлом году так громко заявили, заглохнет,
как и его предшественники? В департаменте
транспорта Алматы, куда «Мегаполис»
обратился с официальным запросом о том, как
продвигается проект, ответили сухо:
«Концептуальная схема реализации данного
проекта находится на стадии разработки, о
результатах которой будет сообщено
дополнительно».
– Я не думаю, что этот проект заглохнет,
потому что с каждым днем передвигаться по
Алматы становится все сложнее, и рано или
поздно мы начнем это делать, – говорит один
из разработчиков проекта «Система скоростных
пассажирских перевозок» Александр
БОГДАНЧИКОВ, консультант по вопросам
транспорта Казахстанского НИИ транспорта и
коммуникаций. – Но чем позднее мы за это
возьмемся, тем сложнее и дороже нам это
обойдется.
– Насколько мне известно, сейчас
акимат делает ставку на метро. Но решит ли
оно проблемы пробок и заторов в Алматы?
– Метро во всех странах строят долго, это
большие расходы, а проблему нужно решать уже
сейчас. Да, в 2008 году собираются запустить
первую очередь первой линии метро, но это
всего 8 километров. И эту линию, я думаю,
будет сложно загрузить, она ведь должна
приносить доход. 8-километровая ветка
существенно не повлияет на работу всего
пассажирского транспорта в Алматы, даже если
всю работу наземного транспорта
ориентировать на обслуживание метро. Это
слишком маленькая линия, она не находится в
зоне основных пассажиропотоков: ведь это
проект 80-х годов прошлого века, когда в
Алматы была другая ситуация. К тому же метро
– очень дорогой проект, и я пока не знаю,
как будут окупаться затраты на его
строительство.
Была идея объединить метро и наземный
транспорт – трамвай – в единую систему, –
продолжает Александр Леонидович. – Но, как я
понял, «Метрострой» отстоял свои позиции и
продолжает строить просто метро. Но, с моей
точки зрения, как инженера, это не совсем
разумно. А если интегрировать ветку метро с
наземным транспортом, то для этого нужно
создавать отдельный проект, на который
сейчас тоже нет средств.