На 35-метровой
глубине Алматинского метро (а точнее,
на месте будущей станции «Алмалы»)
Нурсултана Назарбаева кроме личной
охраны оберегал целый взвод горных
спасателей. За 18 лет долгостроя глава
государства, облачившись в
специальный именной костюм и каску,
впервые спустился под землю, чтобы
лично убедиться в том, что миллиарды
тенге потрачены на дело, а не просто
зарыты в землю. Какое это дело:
стоящее или нет, нужное горожанам или
не очень в присутствии президента
никто обсуждать не решился. Да и сам
он на дне алматинской подземки к
особой философии расположен не был.
Подошел к проходчикам и довольно
жестко сказал: «Метрополитену — быть!
Деньги на продолжение работ есть,
финансирование идет по плану. От вас
требуется только одно — строить!
Причем строить быстро и качественно».
Работа под землей организована в
четыре смены. Рабочий день длится
ровно шесть часов. Обеденный перерыв
не предусмотрен. Так называемый «перекус»
метростроевцы проводят, не отходя от
горнопроходческой машины и других
объектов стройки. В туеске (или
термосе) обычный набор: пара
картофелин, лук, рыбные консервы,
хлеб, овощи. После того, как зарплату
рабочим стали выдавать стабильно, в
рационе у них появилась вареная
колбаса и кофе.
|
- — О том, что президент страны
спустится в тоннель, нам стало
известно дня за два, —
рассказывает проходчик Мурзагали
Едигов. — Только и успели здесь
полы деревянные настелить да
цементную пыль песком присыпать. А
так самый что ни на есть обычный
рабочий день. Своим посещением
Нурсултан Абишевич нас вдохновил и
настроение поднял. Уважение
рабочим оказал. Пришел не просто в
костюме, а даже спецовку нашу
метростроевскую надел… У него на
лице изумление было написано.
Значит, понравилось то, что сделано
нашими руками. Не зря трудились
столько лет. Это нас и вдохновило.
- По словам генерального директора
АО «Алматыметрокурылыс» Муратбая
Укшебаева, первую очередь
метрополитена, а именно линию,
соединяющую улицу Жарокова и
проспект Райымбека (протяженностью
8,56 км и включающую в себя 7 станций),
планируется завершить в 2008 году.
Тоннель будет проложен под улицей
Фурманова от проспекта Райымбека
до проспекта Абая и далее с
поворотом в западном направлении
до проспекта Гагарина.
Справка «Мегаполиса»
Общая сметная стоимость
строительства первой очереди
метрополитена составляет 101 млрд
тенге. Освоено 29 млрд тенге.
Проектная длина подземных
выработок — 21 км. Из них пройдено 12
км. В том числе по перегонным
тоннелям проектная длина
составляет 8,56 км, пройдено 4,456 км.
Прогнозируемые объемы
финансирования строительства
метрополитена из республиканского
бюджета составят: в 2006 году — 18
млрд тенге, в 2007 году — 18 млрд тенге,
в 2008 году — 36 млрд тенге.
Численность работающих составляет
1349 человек.
- Согласно генеральному плану
развития Алматы в будущем
предусмотрено строительство еще
двух линий метро. Одна из них
соединит южные районы города и
пройдет через его центральную
часть. После завершения этого
этапа начнется строительство
линии, ведущей к железнодорожной
станции Алматы I. Общая
протяженность линий метрополитена
составит около 45 км.
- Кроме того, правительством уже
одобрено предложение о создании в
Алматы единой системы «метро —
трамвай» общей протяженностью
более 100 км. В этих целях
планируется полностью
модернизировать наземную
инфраструктуру трамвайных путей.
Основой данной транспортной
системы, как сказал аким Алматы
Имангали Тасмагамбетов, станет «современный
трамвай, который пройдет по
ключевым магистралям и возьмет на
себя основную долю перевозок».
Остальной же общественный
транспорт, по его мнению, будет
выполнять функции подвозящего и
работать на направлениях с
меньшими пассажиропотоками.
© Владимир СЕВЕРНЫЙ
Опубликовано в газете «Мегаполис»,
№ 45 (258) от 14 ноября 2005 г.
|