Государственное
казенное предприятие “Дирекция строящегося метрополитена Алматы” -
организация, которая в будущем должна была заняться эксплуатацией
подземки, - обезглавлена. Директор
ГКП Амир ГАЛИЕВ написал заявление об уходе по собственному
желанию. Вслед за ним подал в отставку и
его заместитель Ринат АБУГАЛИЕВ.
Тайна
второго отчета
Казалось бы, в этом нет ничего страшного: кадровые
перестановки случаются везде, и никуда от них не деться. Но проблема
заключается в том, что вместе с руководителями предприятия лишились
работы и другие специалисты: кто-то написал “по собственному”, а
кто-то попал под сокращение из-за отсутствия финансирования. Все эти
люди являются высококлассными специалистами в своей области, и их
уход может создать серьезные проблемы для метростроя.
Напомню, в прошлом году после публикации статьи “Тайны
подземки” (см. “Время” от 16.8.2007 г.), в которой
кандидат технических наук, эксперт
МВД Казахстана по крушениям и авариям на железнодорожном транспорте
Руслан ИВАНИЦКИЙ рассказал о несоблюдении строительных норм,
нарушениях сейсмической безопасности и прочих технологических
огрехах, была организована специальная комиссия по проверке фактов,
изложенных в статье. В ее состав вошел и наш корреспондент. Комиссия
выявила много фактов, нелицеприятных для
АО “Алматыметрокурылыс” и его
руководителя Мурата УКШЕБАЕВА. К примеру, регулярные задержки
заработной платы метростроевцам, невыплаты по больничным листам,
неправильные отчисления в пенсионные фонды и так далее. 17 октября
2007 года комиссия подготовила для
тогдашнего акима Алматы Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА отчет о
проделанной работе. Члены комиссии опровергли заявление Иваницкого,
что тоннели метрополитена дают течь. Но подтвердили, что деревянные
шпалы, пропитанные креозотом, опасны для людей из-за повышенной
канцерогенности. А также дали подробное описание существующих
проблем и путей их решения. После этого комиссия должна была
заняться изучением финансовой документации
АО “Алматыметрокурылыс” на
предмет нерационального использования бюджетных средств - то есть
именно того, что Иваницкий называл “гигантскими откатами”.
Теперь, год спустя, пошли разговоры, что тогда были подготовлены два
отчета: один - для газеты, а второй - для акима. Естественно, первый
документ не был столь откровенным, как второй.
- Этого не может быть, -
прокомментировал нам ситуацию
заместитель акима Алматы Маулен МУКАШЕВ, который возглавлял
комиссию. - Отчет был один - как
для вас, так и для акима. Все вопросы тогда были решены. Но, к
сожалению, этот отчет я не сохранил.
Прошение
об отставке
Однако, вопреки утверждению г-на Мукашева, решены были не все
вопросы. К примеру, мы так и не узнали о результатах финансовой
проверки АО “Алматыметрокурылыс”.
Даже о том, какие меры были приняты по обнаруженным комиссией
нарушениям, - ни слова. Не был погашен и конфликт, возникший между
главным строителем подземки Муратом Укшебаевым и дирекцией
строящегося метрополитена. Как тогда рассказывали сотрудники
дирекции, Укшебаев часто выражал свое недовольство тем, что над ним
создали контролирующий орган. Более того, конфликт зачастую
становился основной причиной задержек строительства.
Как бы то ни было, комиссия свое дело сделала. Дирекция занялась
решением своих вопросов, АО
“Алматыметрокурылыс” - своих. Дело сдвинулось с мертвой
точки, и на горизонте замаячила дата сдачи метрополитена в
эксплуатацию - осень 2009 года. Через некоторое время Амир Галиев
был назначен на должность директора департамента транспорта и
автомобильных дорог Алматы, а на место главы дирекции строящегося
метрополитена - его заместитель Ринат Абугалиев, также профессионал
высокого класса.
Однако после смены акима южной столицы Амир Галиев был освобожден от
занимаемой должности по собственному желанию. Он вернулся в родную
дирекцию и вплотную занялся контролем строительства подземки.
Видимо, такое рвение оказалось для кого-то не очень приятным, потому
что не прошло и трех месяцев, как Галиев... снова написал прошение
об отставке на имя акима Алматы
Ахметжана ЕСИМОВА. То есть добровольно отказался от горячо
любимой работы, которой он посвящал все свое время.
На телефонные звонки в приемную дирекции метрополитена приятный
женский голос отвечает, что Галиев находится в отпуске, равно как и
Абугалиев, который тоже написал заявление. Из старой гвардии в
дирекции осталось сейчас всего три-четыре человека.
Самое интересное заключается в том, что на место Галиева был
назначен Серик РЕТАЕВ, являющийся вице-президентом выставочного
комплекса “Атакент” и по совместительству председателем совета
директоров АО “Алматыметрокурылыс”. Его заместителем стал
бывший первый заместитель Мурата
Укшебаева Канабек НУРМУХАМЕТОВ.
- По этому вопросу нужно обращаться
к заместителю акима Виктору ДОЛЖЕНКОВУ, - ответил Маулен
Мукашев, когда я спросил его о причинах повальных отставок в
дирекции. - Я метро уже не курирую,
поэтому не знаю, что там сейчас творится.
Кто
забьет болт последним
Между тем весьма осведомленный человек, имеющий
непосредственное отношение к метро, сообщил нам на условиях
анонимности: следующим в очереди на отставку может оказаться любой
из оставшихся “ветеранов”.
- Сейчас снова началось активное
лоббирование российских производителей верхних строений путей,
- рассказал источник. - То, от чего
мы с таким трудом смогли в свое время откреститься, возвращается.
Верхнее строение путей - это не только рельсы, но и те же шпалы…
- Будет, как в Казани, где рельсы крепятся на одном болту, -
говорит наш собеседник. - Рассказывают, что строители Казанского
метрополитена сначала на свой страх и риск пустили по рельсам вагон
с президентом Татарстана, а затем закрыли метро и принялись
устранять недостатки. Допускаю, что услуги российских производителей
будут дешевле, но потом это может влететь в копеечку, так как это
уже устаревшее оборудование. Более того, они хотят вновь вернуться к
деревянным шпалам, вполне возможно, пропитанным креозотом. Кстати,
во втором полугодии дирекции должны были выделить деньги на
подготовку эксплуатационных кадров, но не выделили. Поэтому было
сокращение, многих отправили в отпуск без содержания. Видимо, это
было сделано специально, чтобы убрать Галиева и посадить на его
место ставленника Укшебаева. Так что всё метро вновь оказалось в
руках главы АО “Алматыметрокурылыс”.
Теперь
они могут делать все, что захотят
Еще один интересный факт: перед свои уходом Амир Галиев обращался в
акимат с просьбой объединить в будущем эксплуатационное предприятие
метрополитена и дирекцию в одну организацию. Однако в акимате ему
отказали, пояснив, что задачей дирекции как заказчика является
контроль за строительством метро, а к эксплуатации она не имеет
никакого отношения. Однако после ухода Галиева дирекция вновь
выступила с этим предложением, и - о чудо! - акимат, по словам
нашего собеседника, решил пойти навстречу.
- Это вполне понятно, -
говорит источник. - Галиев в свое
время перекрыл кислород топ-менеджменту “Алматыметрокурылыс”, а
сейчас его нет, и они снова могут делать все, что захотят. Кстати,
Галиеву предлагали выступить с заявлением в прессе по этому поводу,
но он отказался: человек мирный, сор из избы выносить не любит,
считает это неэтичным.
В стремлении “мести по-новому” акима Алматы Ахметжана Есимова
понять можно: каждый новый бастык расставляет на ключевых позициях
своих людей. Однако скандалы, сопровождающие строительство
метрополитена, вряд ли позитивно скажутся на качестве строительства,
что категорически недопустимо в нашем сейсмоопасном регионе. Да и
потерю профессиональных кадров благой вестью не назовешь.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы
ruslan@time.kz
Фото Владимира
Третьякова
30/07/08 |