|
ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
|
На днях были
подведены итоги тендера по закупу подвижного состава для строящегося
алматинского метрополитена. В нем участвовали четыре компании -
российская “Метровагонмаш”,
австрийская Siemens, южнокорейская Hyundai и казахстанская “Казэнергоинжиниринг”.
Последняя предложила поставить вагоны китайского
производства. Победителем тендера признана Hyundai.
О
том, почему победила именно эта компания, а также о проблемах
строящегося алматинского метрополитена мы побеседовали с
экс-директором ГКП “Дирекция строящегося метрополитена”, а ныне -
главой департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог
акимата Алматы Амиром ГАЛИЕВЫМ (на снимке).
- Амир Кайдарович, почему в тендере
победила именно Hyundai?
- Соотношение технических и ценовых
характеристик у этой компании было наиболее оптимальным. Кроме того,
Hyundai оказалась единственной компанией, которая согласна построить
вагоны, соответствующие нашим требованиям. Остальные же сказали: вот
наши стандартные вагоны, и они стоят столько-то. Но, к сожалению,
наши тоннели диаметром 5,10 метра были рассчитаны с самого начала
под российские вагоны. Поэтому перед нами стоял выбор: либо купить
серийные российские вагоны, которые не соответствуют многим нашим
техническим требованиям, либо выбрать того производителя, который
будет их строить специально “под нас”.
- Сколько вагонов будет закуплено и
какова их стоимость?
- Стоимость одного вагона равна
примерно двум миллионам евро. Мы закупаем 28 вагонов, из которых
будут сформированы 7 составов по 4 вагона в каждом.
- Неужели эти вагоны настолько
замечательные, что стоят таких денег?
-
Во-первых, все они будут снабжены кондиционерами.
Во-вторых, вагоны будут иметь сквозной проход, что является
одним из главных требований современного метро. Хотелось бы также
отметить систему тормозов - она будет дисковой, а не колодочной. Эта
система имеет массу преимуществ.
Во-первых, снижается уровень износа колеса, а значит,
возрастает срок его эксплуатации и уменьшаются затраты на ремонт.
Во-вторых, при торможении не возникает фрикционной пыли -
постоянной спутницы колодочных тормозов. Кроме того, все вагоны
будут снабжены автоматической системой сцепки. Их дизайн также будет
разработан с учетом наших требований. На этих подвижных составах
будут три режима управления - ручной, полуавтоматический (когда
машинист будет осуществлять контроль) и автоматический. Эти режимы
позволяют обеспечить максимальную безопасность. Это автоматика XXI
века.
- Между ГКП “Дирекция строящегося
метрополитена” и “Алматыметрокурылыс” периодически возникают
конфликты. Чем они вызваны?
- На сегодняшний день практически
все проблемы между двумя предприятиями решены, общий язык найден.
Основная проблема заключалась в том, что у каждой из этих компаний
был свой подход к их решению. “Алматыметрокурылыс” был создан на
базе тоннельного отряда № 1 “ТоннельБАМстрой”. Оно занимается
строительством метро, а точнее - горнопроходческими работами, уже
давно. Раньше “Алматыметрокурылыс” совмещал функции генерального
подрядчика и генерального заказчика. То есть сам заказывал, сам
строил и сам контролировал. Возможно, прежде такой порядок и имел
смысл. В “Алматыметрокурылыс” квалифицированный коллектив
работников, имеющих большой опыт и знания, но именно в
горнопроходческой отрасли. Сегодня строительство метро подошло к
окончанию горнопроходческих работ. В марте следующего года оба
тоннеля будут “сбиты”, и проходка в основном завершится в середине
2008 года. С этого момента начнется новый этап - архитектурная
отделка станций, сооружение инженерных сетей, монтаж 37
автоматизированных систем: пожаротушения, поездных систем,
автоуправления составами и т.д. Подрядчик, который занимается только
горнопроходческими работами, не может претендовать на выполнение
этих работ. На этой почве у нас и возникали разногласия.
- Поговаривают, что дирекция
“Алматыметрокурылыс” в лице Мурата УКШЕБАЕВА не хотела расставаться
с функциями заказчика, и вам пришлось их буквально отвоевывать.
- И мы добились этого. Естественно,
ни один подрядчик, одновременно являющийся заказчиком, не захотел бы
лишаться этой привилегии. Это же удобно: сам построил - сам принял.
А тут появляется новый заказчик и говорит: “Ребята, вы здесь не
правы, тут нужно делать по-другому”. В первое время это было
воспринято неправильно. Были у нас конфликты, было непонимание. Ведь
когда “Дирекцию” создали в 2006 году, просто написали на бумаге, что
эта компания является заказчиком, а фактически полномочия заказчика
ей не передали. Сегодня мы решили этот вопрос. Теперь уже все
признали, что “Дирекция” - действительно заказчик. И все новые
контракты будет заключать эта компания, а не “Алматыметрокурылыс”.
- Появятся ли в будущем новые
подрядчики, которые возьмут на себя выполнение тех или иных работ?
- Мы бы этого очень хотели. С 1
января следующего года вступает в силу новый Закон “О госзакупках”,
который позволит нам выбрать подрядчиков на конкурсной основе. Ведь
до этого времени подрядчиков мог выбирать только сам генподрядчик -
“Алматыметрокурылыс”. Поэтому всем строительством ведала только эта
организация.
- Амир Кайдарович, вы возглавляли
“Дирекцию”, сейчас вы директор городского департамента транспорта.
Вы можете гарантировать, что метро запустят к обещанному сроку - в
2009 году?
- Пока по темпам строительства, по
поставкам эксплуатационного оборудования у нас сложностей не
возникает. Единственная возможная проблема - удорожание
строительства. Сейчас эта цифра равна 101 миллиарду тенге, она
зафиксирована во всех официальных документах. Но сегодня идет
корректировка сводной сметы. Допустим, по проекту планировался
подвижной состав старого образца, а мы заменили его на современный -
технически лучше оснащенный. Помимо этого в старом проекте не было
предусмотрено многих технических решений. Все это вместе с ежегодным
удорожанием строительных материалов может увеличить расходы.
- Насколько?
- Я пока не могу ответить.
Сейчас наши специалисты составляют новую смету. Она будет готова
ориентировочно в феврале. Эти расчеты будут отданы на экспертизу,
после которой станет известна новая стоимость строительства метро.
Дальше все будет зависеть от того, откроют ли нам финансирование уже
с учетом новой стоимости. Если да, то мы успеем сдать метрополитен в
срок.
От редакции
Когда верстался этот
номер, стало известно, что результаты тендера по закупу подвижного
состава отменены. Причиной послужил тот факт, что только у одной
компании тендерная документация соответствовала всем требованиям. По
словам
директора ГКП “Дирекция строящегося метрополитена” Рината АБУГАЛИЕВА,
согласно закону о госзакупках, если тендер дважды был признан
несостоявшимся, заказчик имеет право приобрести товар или услугу у
одного источника.
- Скорее всего, это будет компания
Hyundai, - говорит Абугалиев, -
потому что только у нее одной
документы были в порядке, и она победила в тендере.
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
Беседовал Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы
|
|
|