Сегодня
строительству алматинского
метрополитена исполняется 17 лет.
Так низко под землю я не спускался
со времен армейской юности, когда
охранял покой Родины. И вот опять
повезло. На полусотметровой глубине
в подземелье мегаполиса (хотел
написать «кипят работы», но рука не
повернулась) возятся люди в
оранжевых касках. Годовщина такая —
для них совсем не праздник, или,
точнее сказать, праздник со слезами
на глазах. А как все славно
начиналось!
- Почти тридцать лет назад
тогдашний Совмин СССР вынес
постановление о проектировке и
строительстве первого
казахстанского сабвея. В конце
восьмидесятых сотни строителей из
Москвы, Ташкента, Киева,
Новосибирска, Минска, рабочие с
БАМа приехали в Алма-Ату. Им без
очереди давали квартиры,
обеспечивали всем необходимым,
газеты, радостно захлебываясь,
рисовали удивительные картины
подземных дворцов. Союзный бюджет
щедро финансировал уникальный
проект, и все было бы хорошо, если
бы не перестройка, ускорение и
горбачевский «социализм с
человеческим лицом».
- Сейчас уже мало кто помнит
ажиотаж тех буйных дней, кроме,
разве что, самих метростроевцев.
Обычным горожанам на глубинные
работы сегодня глубоко наплевать.
Ну ковыряются чего-то там три
пятилетки и два года, уже дети за
это время выросли, сменилось
тысячелетие и кому до всего этого
какое дело? Между тем вспомнить бы
не мешало.
- Тогдашнее «планов громадье»
вполне соответствовало, как сейчас
модно говорить, менталитету
великой державы. Уже в 1991 году на
строительстве метро работало
более 800 высококлассных
специалистов. За этот год
строители, привыкнув к сложнейшему
алма-атинскому грунту и скальным
породам, прошли более полутора
километров. Еще через два года был
достигнут абсолютный максимум — 1 894
метра. Если бы дело пошло такими
темпами и дальше, сегодня мы бы уже
ездили в светлых вагонах и пели бы,
как Сюткин, про сорок две минуты
под землей…
- Однако распался Союз нерушимый,
началась макроэкономическая
стабилизация в одной отдельно
взятой стране Казахстан, и
программа строительства
метрополитена почила в бозе.
Украинцы уехали в свою ридну
неньку, узбеки занялись исконным
дехканством, ну и так далее… Спад
строительства был ужасающим. В 1994
году прошли всего 300 метров, в 1995-м
— 176, а на следующий год только 152.
Самым паршивым оказался 1997 год —
всего 90 метров.
- «По идее, — невесело пошутил
проходчик, — дай мне десять
здоровых парней с лопатами, корми
хорошо и плати, я бы с такой
бригадой за год в два раза больше
сделал». Между тем в достославном
1997-м работяг (вместе с
администрацией) осталось всего 180
человек. Интересно, что зарплату
подземным рабочим не платили
месяцами, но они все же продолжали
трудиться. Система здесь проста,
как отбойный молоток, — не будешь
укреплять тоннели, все полетит к
чертовой матери: начнутся обвалы и
прочие проблемы…
- Близилось третье тысячелетие,
проблема несчастного метро нет-нет
да и всплывала то в
правительственных кругах, то в
многочисленных сплетнях. Одна
газета пригласила даже
экстрасенса, который с лозовой
палочкой обошел предполагаемые
станции будущей подземки. «Вот
здесь, здесь и здесь, — сказал гуру,
— будет землетрясение, и дома
провалятся в преисподнюю, потому
что злыдни подрыли землю!». Да мало
ли что говорили! Один журналист
сдуру провел в строящемся
метрополитене трое суток — искал
гигантских крыс-мутантов и бичей,
которые из крыс делают манты и
продают на базарах.
- Открылся даже своеобразный сайт
во Всемирной паутине. В нем
многочисленные ученые мужи
периодически скрещивали копья по
поводу целесообразности
строительства метрополитена,
попутно поливая оппонентов грязью.
Вот только одна цитата (писал
российский кандидат наук Цзахоев):
«Строительство метро в условиях
напряженной сейсмической
обстановки может привести к
глобальной гуманитарной
катастрофе!».
- Страсти то накалялись, то
остывали. Бывшее градоначальство
южной столицы периодически что-то
невнятно бубнило о грядущих
переменах, о могучих канадских
финансовых воротилах, которые
обрушат на метростроевцев
небывалый долларовый дождь, о
будущих инвестициях, а под землей
шла тяжелая, утомительная работа…
- И худо-бедно дело сдвинулось.
Метрополитеновский зародыш попал
в программу развития Алматы на
2003–2010 годы. Появились средства,
старые тоннели мало-помалу
подлатали, реанимировали технику и
прошли за 2003 год 554 метра. Не ахти
сколько, но все же… За нынешний год,
по словам строителей, планируется
одолеть два километра.
- Что дальше? В планах
метростроевцев, которые должны
получить в следующем году 18
миллиардов тенге, намечено пройти
порядка 2 200 метров. И тогда к 2008
году подземные работы будут
закончены. Правда, для этого
придется увеличить количество
рабочих с 850 (на сегодня) до 2 000
человек. Сейчас проходчики, что
называется, идут друг к другу. Один
тоннель движется с севера города,
другой — с юго-запада. Так
осуществляется строительство
первой очереди метро
протяженностью 8,3 километра. В
целом предусмотрено строительство
семи станций. А вообще генеральным
планом развития Алматы, принятым в
2002 году, планируется строительство
трех линий метро общей
протяженностью 45 км.
- И последнее. Подробно поговорить
с теми, кто трудится под землей, не
удалось. На просьбы вашего
корреспондента пообщаться по
поводу даты они отворачивались: «Дайте
работать, не мешайте! Какая там
годовщина — 17 лет пахали, как папы
Карло! Слава Богу, хоть деньги нам
стали выделять. И вообще: приходите
года через три, может быть, тогда
расскажем…».
© Андрей ЗУБОВ, Сергей ХОДАНОВ (фото)
Опубликовано в газете «Литер»,
13 сентября 2005 г.
|