Главная Станции

Схемы

Техника

Фотографии

Статьи Сведения Будущее Общение Контакт Ссылки

 

Алматинское Метро. Статьи


 

Я вepю, гopoд 6удет. Ездить на метро

 

Новое слово, теперь уже о проекте XXI века

 "Южная столица Алматы - не из числа городов-музеев, городов-заповедников, где почти каждый дом - памятник истории, культуры и архитектуры, на котором лежит печать вековой истории. Никогда не числился Алматы среди парадных и гостевых городов. И все же он имеет архитектурное своеобразие, сложившееся более полутора веков назад в совершенно других исторических условиях, н по своему архитектурному облику не похож ни на европейские, ни на среднеазиатские города".

Кише Курокава.

 

Причины сегодняшнего, довольно сильно запущенного состояния нашей казахстанской архитектуры надо искать в экономических проблемах: исчезают башенные краны на строительных площадках, «консервируются» объекты, строительные организации упраздняются, а сами строители уходят в коммерцию. Приостановилось и начатое некогда строительство первой очереди алматинского метрополитена. А ведь как радовались горожане, когда узнали о строительстве метро!

Генеральный план застройки Алматы должен был сохранить исторически сложившиеся магистрали. Их необходимо было постепенно выправить, расширить, сделать удобными для городского транспорта, Встал вопрос: где же следовало проложить первые трассы метро? Направление их определялось многими условиями. Наиболее важными из них являлись: количество населения, которое должно обслуживаться этим видом транспорта; наличие предприятий; близость вокзалов (авто- и железнодорожных); мест отдыха; перспектива роста жилых микрорайонов.

Первую очередь алматинского метрополитена решено было построить от проспекта Райымбека по улице Фурманова на юг до проспекта Абая и дальше в юго-западном направлении до улицы Саина. Именно это направление считается наиболее загруженным: чтобы добраться до автовокзала "Саяхат" или вокзала Алматы 2 из микрорайонов "Аксай", надо потратить сегодня полтора часа. Метро сократит это время в четыре-пять раз.

Вторая очередь линии метрополитена должна связать центр города и парк Горького с микрорайонами "Орбита".

Третья очередь должна связать другие спальные районы Алматы с центром города.

Для решения новых проектных задач в ГПИ "Алматыгипрогор" был организован отдел"Метро" (рук. М. Жаксылыков), которому предстояло решить огромный комплекс задач, начиная от разработки общей схемы метрополитена, определения очередности строительства и кончая проектами станционных сооружений, наземных вестибюлей и всех вспомогательных, обслуживающих метрополитен объектов. Комплекс подземных сооружений должен был решаться как единое композиционное целое и являться неотъемлемой частью городского ансамбля.

Основная задача, поставленная перед проектировщиками отдела "Метро", - создание удобного и красивого метрополитена в отличие от утилитарных решений станций метрополитенов стран дальнего зарубежья. Но поскольку в республике отсутствовал опыт строительства метро, для консультации, строительства и экспертизы проектов были приглашены лучшие специалисты и ученые Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Новосибирска.

Алматинский горисполком объявил тогда открытый конкурс на разработку архитектурных решений станций первой очереди метро. В конкурсе, кроме "Алматыгипрогора", приняли участие и другие крупные проектные институты Алматы. Пять первых премий получили архитекторы "Алматыгипрогора".

Для строительства первой очереди метро были приглашены метростроевцы Москвы, Caнкт-Петербурга, Киева, Новосибирска и казахстанские проходчики шахтных тоннелей. Строительство проходило в сложных экономических и технических условиях, Для механизированной проходки путевых тоннелей не хватало щитов, оборудования, механизмов и, конечно, денег. Приглашенные, специалисты, в конце концов, к сожалению, покинули стройку. Прошли годы, и наконец-то 30 октября этого года "лед тронулся", Немецкая компания Filipp Holzman в январе-феврале 2000 года намерена возродить метро в Алматы, Уже подписаны с Filipp Holzman протокол намерений и договор на составление проектно-строительной документации.

Первую линию метро протяженностью 12,5 км Filipp Holzman обещает построить за 2,5-3 года. Всего же в Алматы предполагается построить три очереди метро общей протяженностью 48 км. Так что поживем - увидим. Или не увидим.

 

Манат БЕЙСЕМБАЕВ,

гл. специалист-архитектор АО "Алматыгипрогор"

Экспресс К

 

Автор Максим Гольбрайхт. Использование материалов сайта без письменного разрешения запрещено!

Rambler's Top100CountZero   SpyLOGКаталог веб-сайтов Resurs.kz -
        начинай с нами!
 
Hosted by uCoz