|
Пламя разума и
чувств
|
В этом году одному из наиболее самобытных
и творчески одаренных представителей
современной архитектуры конца ХХ века,
лауреату Государственной премии КазССР,
заслуженному архитектору Казахстана Марату
Файзулловичу Жаксылыкову исполнилось бы 60
лет
Трагедия
забрала его пять лет назад в самом расцвете
творческих сил. Он был духовно близок и
небезразличен многим, оставил множество
друзей в разных уголках Казахстана и странах
мира.
Молодые годы - свыше полусотни лет - Марат
Жаксылыков провел в трех городах: Костанае,
Новосибирске и в Алма-Ате (ныне Алматы).
Областной город Костанай, в котором он
родился 16 марта 1946 года, принадлежал к
сравнительно молодым городам советского
Казахстана, если не считать древнего
тысячелетнего поселения, на месте которого
возник этот город.
В Новосибирске Марат Жаксылыков провел свои
студенческие годы, обучаясь в
инженерно-строительном институте, который
успешно закончил в 1969 году. В то время
архитектурный факультет этой сибирской школы
был кузницей архитектурных кадров, где
преподавали замечательные теоретики и
практики зодчества: Д.И. Кулешов, А.С.
Ощепков, В.С. Масленников, Н.С. Кузьмин и
другие лучшие умы России, в те и последующие
годы жившие и творившие после сталинских
репрессий. Эти профессора поражали студентов
своим творческим накалом и глубокими
познаниями классического зодчества.
С 1969 года жизнь М. Жаксылыкова и
творческая деятельность связаны с городом
Алматы, где он работал в проектном институте
“Дорпроект”, а с 1971 года - в ГПИ
“Алматагипрогор” (ныне ТОО ПИ
“Алматыгипрогор-1”), прошел путь от рядового
архитектора до исполнительного директора
института.
Среди проектов, разработанных как им самим,
так и в составе авторских коллективов, можно
назвать спортивные и туристические
комплексы, жилые микрорайоны, школьные
здания и многое другое: Казахский
драматический театр имени М. Ауэзова в
городе Алматы, удостоенный Государственной
премии КазССР в области искусства, культуры
и архитектуры имени Ч. Валиханова за 1982
год; разработка проектов
жилищно-общественных зданий и сооружений в
микрорайоне “Самал” в городе Алматы;
спортивно-зрелищный зал на 10500 зрительских
мест в городе Алматы (строящееся спортивное
сооружение было “законсервировано”, а в
настоящее время за ненадобностью городу
демонтируется); общеобразовательная школа на
44 класса в городе Алматы, удостоенная
премии на Всесоюзном конкурсе “Лучший проект
1984 года”; супермаркет Торгового центра
“Рамстор” в городе Алматы; здание нового
пассажирского терминала (на фундаменте
прежнего здания аэровокзала); конкурсный
проект административных зданий компаний
“Казахойл” и “Казтрансойл”, удостоенный на
первой Международной выставке “Архитектурный
бомонд” в городе Астане Гран-при в номинации
“Проект 2000 года”, и многие другие объекты.
В творческом наследии Марата Жаксылыкова
щедро представлены проекты и пристройки
мемориальных сооружений, памятников. В ряду
этих произведений зодчего видное место
занимает памятник М.Ауэзову, установленный
возле одноименного здания театра в городе
Алматы. Памятник задуман как широкая
пространственная композиция и призван
увековечить писателя с мировым именем -
драматурга, общественного деятеля.
Единственным произведением, связанным с
транспортной темой, был проект
архитектурно-художественных решений станции
1-й очереди Алматинского метрополитена.
Для решения новых проектных задач в ГПИ
“Алматыгипрогор” в 1982 году было
организовано соответствующее подразделение
“Метро” (руководитель М. Жаксылыков). Отделу
предстояло решать огромный комплекс задач,
начиная с разработки общей схемы
метрополитена и кончая разработкой
проектно-сметной документации на станционные
надземные и подземные вестибюли и всех
вспомогательных обслуживающих метрополитен
объектов. Основной задачей отдела, которым
руководил Марат Жаксылыков, было создание
удобного и красивого
архитектурно-художественного решения станции
метрополитена. Автор продемонстрировал
сдержанность в использовании архитектурных,
скульптурных и декоративных средств для
раскрытия образа сооружения.
Огромен труд архитектора: бессонные ночи,
сомнения и вечный поиск при работе над
проектами... Но порой достаточно лишь одного
гениального творения, чтобы войти в
архитектурное бессмертие. И тогда, когда мы
произносим имена зодчих, рядом с ними встают
в нашей памяти их сооружения: Ле Корбюзье -
Капелла Нотр-Дам в Роншане, Кендзо Танге -
Олимпийский спортивный комплекс Йойоги в
Токио, Марат Жаксылыков - новый пассажирский
терминал в Алматы.
Марат Жаксылыков стремился оживить
архитектуру, вдохнуть в нее живую сущность,
в каждом новом проекте вновь и вновь искать
“стержень” сооружения. Он пользовался
большой любовью и авторитетом среди своих
современников. В памяти тех, с кем работал,
дружил, кого любил Марат Жаксылыков, он
останется как талантливый архитектор,
опытный проектировщик, внимательный
собеседник и душевный человек.
Манат
Бейсембаев, архитектор,
член Союза журналистов Казахстана,
|
|
|
|
|
|